«Приоритетной целью является не улучшение состояния государственных финансов, а спасение частных банков. Государство будет рекапитализировать проблемные частные банки, используя при этом государственные ресурсы»
В обмен на недавно одобренный кредит МВФ Украине в размере 17 миллиардов долларов – МВФ настойчиво требует реализации весьма серьезных мер сразу в пяти сферах украинской экономики:
-
резкая девальвация валюты, что увеличит реальную стоимость импортируемых товаров;
-
государственная финансовая помощь местным банкам;
-
сокращения бюджетных расходов;
-
меры по регулированию процесса «отмывания» финансов;
-
резкий подъем цен на энергоносители.
Последний пункт звучит особенно иронично, если учитывать тот факт, что в новостях повсюду говорится о том, что российский гигант Газпром сам грозит повысить цены на энергоносители. МВФ требует повысить цены на газ на 240-425% за последующие 4 года. Поэтому не удивительно, что украинский премьер-министр Арсений Яценюк утверждает, что он будет «самым непопулярным премьер-министром в истории страны».
Для оправдания принятия такого рода условий приводятся традиционные уже аргументы – вроде экстренной необходимости «стабилизировать государственные финансы». Однако даже согласно предположению самого МВФ, реализация этих мер в кратчайшие сроки приведет к росту дефицита в госсекторе, и дефицит это «будет затем сокращаться лишь постепенно».
Однако, похоже, что приоритетной целью в данном случае является не улучшение состояния государственных финансов, а спасение частных банков. Государство, как предполагается, должно будет рекапитализировать проблемные частные банки, используя при этом государственные ресурсы.
И следует не забывать, что реальную выгоду от такого рода финансовой помощи МВФ получает не народ конкретной страны, а ее кредиторы – держатели государственных бондов и крупные банки. В рамках «Вашингтонского консенсуса» пакеты финансовой помощи МВФ являются, по сути, над-национальной формой ростовщичества. Их негативное воздействие хорошо известно сотням миллионов жителей развивающихся стран (в особенности Африки и Латинской Америки). Их воздействие всё в большей степени ощущают на себе и страны европейской периферии, уровень жизни которых был резко понижен во время нынешнего экономического кризиса.
Рецепты, предписанные в так называемых программах специального регулирования, – всегда одни и те же: приватизация, снижение зарплат «бюджетников», сокращение социальных расходов и общее снижение зарплат. Последний пункт – это для них всегда дело принципа, и при этом просто игнорируется тот факт, что весь мир просто не может стать более конкурентосопосбным, конкурируя сам с собой.
Снижение зарплат никоим образом не ведет к росту конкурентоспособности – иначе Украина уже давно была бы самой конкурентоспособной страной на всем пространстве Евразии. Однако снижение зарплат все-таки повышает уровень прибыли, что будет выгодно уже новым частным собственникам – тем, кто приватизирует государственную собственность.
Таким образом, весь эффект от вмешательства МВФ послужит интересам западных кредиторов, а не украинскому народу, который тем временем будет погружаться в еще большую нищету.
Майкл Бурк
Перевод Дмитрия Колесника
Добавить комментарий