АВТОНОМ №11

Автономное Действие

 

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
 

Парижская Коммуна 1871 года сыграла важную роль в развитии анархистских идей и движения. В свое время Бакунин написал:
 

«В лице Парижской Коммуны революционный социализм [то есть анархизм] только что сделал попытку нанесения первого жесткого удара государству и практической демонстрации своих идей».
 

Париж Коммуна была создана после поражения Франции в войне с Пруссией. Французское правительство пробовало подавить с помощью армии отряды Парижской Национальной Гвардии (отряды самообороны коммунаров), чтобы не отдать город в руки населения. Но солдаты отказались стрелять в смеющуюся толпу и направили свое оружие на своих офицеров. Это было 18-го марта 1871 года. Так началась Коммуна. На свободных выборах граждане Парижа выбрали Совет. Он состоял из большинства якобинцев и республиканцев и меньшинства социалистов (главным образом сторонников Бланки — авторитарных социалистов — и последователей анархиста Прудона). Этот совет объявил Париж автономной территорией и хотел превратить всю Францию в конфедерацию таких же коммун и общин. В пределах Коммуны избранные в Совет люди могли быть отозванными в любое время и получали только среднюю заработную плату. Кроме того, они были полностью поначалу зависимыми от избравших их людей.

ПОЧЕМУ АНАРХИ СЧИТАЮТ КОММУНУ СВОЕЙ

 

Почему все эти события заинтересовали и были поддержаны анархистами? Дело в том, что все выше перечисленное это очень сильно пересекалось с анархистскими идеями федерализма, автономии и делегирования. Фактически, на примере Парижской коммуны, Бакунин предсказал, что революция должна будет произойти в главном городе, который объявит себя автономным и организует свою жизнь снизу, самим населением, и тем самым послужит примером и убеждением для остальной части планеты, чтобы следовать за ним. Итак, Парижская Коммуна начала строительство нового общества, которое было организовано снизу.
 

Множество известных анархистов принимало участие в событиях, связанных с Парижской Коммуной, — например, участник уличных боев Эжен Потье, известный на весь мир тем, что, скрываясь в июне в Париже от полиции, написал текст знаменитого Интернационала, который позднее, «малость подредактировав», большевики сделали своим гимном; отчаянная коммунарка писательница и учительница Луиза Мишель, проведшая многие годы в тюрьме и в ссылки в Новой Каледонии, где занималась педагогической деятельностью и учила грамоте туземцев; ученые- революционеры братья Реклю; русский анархист, ближайший сподвижник Бакунина Михаил Сажин, издавший впоследствии свои мемуары под псевдонимом Арман Росс и Эжен Варлен (последний был схвачен версальцами при подавлении Коммуны и без суда расстрелян).
 

Что касается реформ, начатых Коммуной, например, создание кооперативов, которые дали много новых рабочих мест, в них анархисты видели свои идеи обобщенного коллективного и свободного труда. В призывах Коммуны к федерализму и автономии анархисты видят основные принципы будущей вольной социальной организации снизу посредством свободных ассоциаций или федераций трудящихся. Эта общественная система начинается с уровня этих ассоциаций, которые затем образуют коммуны, регионы, нации и, наконец, достигают высшей точки в глобальной международной и всеобщей анархической федерации народов.

КРИТИКА КОММУНЫ

 

Однако анархисты считают, что Коммуна в своем развитии остановилась на полпути и не достигла тех результатов, к которым стремились анархисты. Она не отменила в своих пределах государство, как отменило его вне своей территории. Коммунары организовали себя все-таки «якобинским способом», т.е. с элементами авторитаризма и иерархии. Так Петр Кропоткин указывал, что все это никак «не порывало окончательно с традицией Государства, представительского правительства, и все это не пытались достигать в пределах Коммуны методом организации „от простого к сложному“, объявляя при этом независимость и свободную федерацию Коммун». Кроме того, попытки экономических преобразований не были достаточно глубоки. Не было попыток объединить всех рабочих в кооперативы, сформировать их ассоциации для координации между собой и поддержки хозяйственных усилий и потребностей. Все это можно объяснить и тем, что Париж находился под постоянной осадой французской армии. Понятно, что при таких условиях, коммунары думали больше о военной стороне дела, чем о чем-либо другом.
 

Вместо отмены государства в пределах коммуны и организации федерации прямых демократических народных собраний, подобно Парижским «секциям» в революции 1789-93, Парижская Коммуна сохранила представительское правительство. «Вместо действия для себя… люди доверились своим представителям, отдали им в руки всю инициативу» (П. Кропоткин), и таким образом, Совет коммуны стал «самым большим препятствием для революции» (Бакунин).

КОНЕЦ КОММУНЫ

 

Совет становился все более изолированным от людей избравших его и таким образом все более бюрократическим и вредным. Поскольку его неуместность возрастала, он начал принимать вполне авторитарные решения в духе якобинского большинства, создавшего так называемый «Комитет Общественной Безопасности», чтобы посредством террора «защитить» революцию. Комитету сразу противостояло либертарное социалистическое меньшинство, и он был, к счастью, проигнорирован парижанами. Ведь именно массы на улицах являлись главной силой, противостоящей французской армии, которая пыталась ворваться в город и устроить расправу от имени капиталистической цивилизации и «свободы». В конце концов, это и произошло. 21-го мая, правительственные отряды вошли в город. Семь дней Париж был во власти ожесточенной уличной баррикадной борьбы. Люди, почувствовав радость и ценность Свободы, не хотели опять возвращаться в рабское стойло. Они умирали на баррикадах тысячами. Команды солдат и вооруженных отрядов буржуазии бродили по улицам, убивая и калеча всех без разбора. Более чем 25 тыс. человек было убито в уличных сражениях. Но еще больше было убито после того, как последняя баррикада пала под натиском головорезов из французской армии и их тела потом находили, сброшенными в огромные котлованы, превращенные в массовые могилы для коммунаров.

УРОКИ КОММУНЫ

 

Анархисты вынесли для себя три главных урока из Парижской Коммуны. Во-первых, децентрализованная конфедерация общин — необходимая политическая форма свободного общества. Во-вторых, «нет больше никаких оснований для правительства внутри Коммуны, также как и правительства над ней» (П. Кропоткин). Это означает, что анархическое сообщество будет основано на конфедерации территорий и союзов по предприятиям и отраслям, свободно сотрудничающих между собой. В-третьих, стало ясно, что очень важно объединить политические и экономические революции в единую социальную революцию. «Они пробовали сначала объединить Коммуну, а потом произвести социальную революцию, не принимая во внимание тот факт, что единственным способом объединения Коммуны является сама Социальная РеволюциЯ!» (П. Кропоткин)

 

В следующем номере «Автонома» вас ждет рассказ о событиях, происшедших в 1886 году в Чикаго, о пяти мучениках Анархии. Вы наконец-то узнаете правду о том, с чем именно связан День международной солидарности трудящихся 1 Мая.