АВТОНОМ №16

Автономное Действие

 

БЮЛЛЕТЕНЬ "МАТЬ ПОРЯДКА" №4
Феминизм: на пути к самоопределению. Защита от насильника. Художник-лесбиянка Fox.

 

Обыденный, консервативный взгляд на женщин пытается доказать, что
существующее социальное положение полов и разделение труда между ними
"естественно". То, что господствующие роли женщины - "жена", "мать" и
"домашняя хозяйка" - предписаны биологически. А оттого - единственно
"здоровые" и необходимые. Такой распространенный взгляд вполне солидарен с
мнением Фрейда, что "судьба женщины - ее анатомия".
Как же различные традиции политической мысли, пришли к критическому анализу
подобной женской роли и доли в обществе? Основными теориями женского
движения были - либеральный феминизм, классический марксизм, радикальный и
социалистический феминизм. Они остаются влиятельными и до сих пор.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Эта традиция оттакивается от философии либерализма, утверждающей, что люди
должны иметь свободу выбора, равные права и возможности. Однако сегодня эта
традиция развивается в пределах структур господствующего
социально-экономического порядка и ставит собой целью интеграцию женщин в
эти структуры.
Либеральные феминистки желают изменить законы так, чтобы юридически
обеспечить женщинам равный с мужчинами доступ к образованию, рабочим местам
и к властным институтам. Либеральный феминизм, таким образом, не
предполагает выход за пределы представительной демократии и
капиталистической экономики. Мол, достаточно сменить законодательство,
убедить людей, что "женщина особо ничем не отличается от мужчины" и дело в
шляпе. По сути, либеральный подход упускает из виду неравенство,
существующее и между самими мужчинами, реалии классового и расового
угнетения. Его можно обвинить и в том, что он отражает лишь проблемы белых
женщин среднего класса, пользующихся многими привелегиями буржуазного
общества, но не имеющих столько же власти, сколько ее имеют правящие
мужчины из их же сословия. Одним словом, такой подход признает неизбежность
существования иерархического конкурентного общества, в котором большинство
мужчин и женщин обречены быть проигравшими.
Самым ярким примером либерального феминизма является - борьба женщин за
избирательное право - суфражизм. Наиболее сильное влияние на него оказали
такие авторы, как Люси Стоун, Элизабет Стэнтон, Джон Стюарт Милль, Бетти
Фридан и др. Сегодня же - это компании за большее количество женщин во
власти, судейском корпусе и бизнессе. Сейчас либеральный феминизм наиболее
"модное", финансируемое системой и главенствующее течение.

ТРАДИЦИОННЫЙ МАРКСИЗМ
Следующей теорией, которая критически подошла к положению женщин в
обществе, был марксизм. Марксисты критиковали либералов за нежелание
увидеть экономические корни притеснения женщин. Марксизм, в отличие, от
либерального феминизма полагает, что равенство полов в классовом обществе
недостижимо. Они также уверены, что существующая дискриминация женщин есть
только следствие капиталистической общественной организации. Внутри
товарно-денежной экономики эта дискриминация не может быть устранена, т.к.
такая экономика нуждается в резервной армии труда и низкой зарплате,
которые обеспечивают более высокую прибыль капиталу.
Максизм считал, что трудящиеся-женщины всего только часть рабочего класса,
и они должны участвовать в рабочем движении и партийной деятельности
наравне с мужчинами, чтобы свергнуть господствующий класс капиталистов. Он
был уверен, что освобождение женщин может быть достигнуто только в
бесклассовом, коммунистическом обществе.
Главная проблема традиционного марксизма в том, что он не увидел сексизм,
притеснение и эксплуатацию женщин в частной, повседневной жизни - домашняя
работа, уход за детьми, насилие в семьях, проблематику господствующей
сексуальности и т.п. В странах "реального социализма", например, в России и
на Кубе, положение женщин, как работниц изменилось, однако их положение в
семьях осталось традиционным. Такая ситуация привела к тому, что
большинство женщин стало нести двойное бремя труда и обязанностей - в
общественной сфере и частной. К авторам марксистского феминизма можно
отнести в какой-то степени Шарлотту Перкинс Гилман, Мэри Инмэн, в большей -
Августа Бебеля, Клару Цеткин и оригинальные работы Александры Коллонтай, из
современных - Мишель Баррет. Последнюю, впрочем, уже трудно отнести к
традиционному марксизму.

РАДИКАЛЬНЫЙ ФЕМИНИЗМ
Радикальный феминизм, который получил толчок к развитию в конце 1960-х и
ранних 70-х гг, был реакцией на недостаток анализа пола в пределах
марксистской идейной традиции. Он предпринял более глубокий анализ
Патриархатного общества, так как достижения либеральных феминисток в
области законодательства и формальных прав сделали более трудным
распознавание факта женского угнетения.
Радикальные феминистки показали, что положение полов определяется всем
комплексом социальных отношений, а не только экономическими и правовыми.
Т.е. женское притеснение имеет своим источником не капитализм, как таковой,
а более раннее и базисное социально-культурное образование - Патриархат.
Именно радикальным феминисткам принадлежит известная фраза: "Личное - есть
политическое!" Именно они первыми обратили пристальное внимание на
специфический вид женской дискриминации - внутри дома, семьи,
сексуальности.
Радикальный феминизм полагает, что все мужчины получают выгоду от
эксплуатации женщин и не думает, что последнюю можно преодолеть только
отменой классового общества. Он считает угнетение женщин мужчинами наиболее
древним и базисным видом господства, не зависящего напрямую от расы, класса
и т.п. Заложившей основы критики Патриархата принято считать Кейт Миллет и
ее работу "Сексуальная политика" (отрывки из этой книги мы уже публиковали
в #1 м #2 "Мать порядка"). Многие радикалки полагают, например, в отличие
от культурного феминизма, что нельзя индентифицировать никакие врожденные
женские или мужские признаки другим способом, кроме как обращаясь к
биологии. Радикальный феминизм породил на сегодня богатое разнообразие
течений внутри женского движения.
Культурный феминизм, как разновидность радикального феминизма, интересен
тем, что отказался от дятельности по социально-экономическому изменению
общества и сосредоточился на развитии "женской культуры" - женские общины,
культурные и кризисные центры и т.п. Можно отметить такие тенденции, как
"культ материнства", экофеминизм (Андриенн Рич). Гетеросексуальность
отмечается здесь, как не биологический, а социально-культурный феномен. Она
является формой господства, а ее функция - поддержка Патриархата.
Определенная часть радикальных феминисток отстаивают лесбианизм, как
единственно возможный способ полностью развить женскую автономию и избежать
властных отношений между полами. Появились лозунги типа: "Мужчины - враги.
Гетеросексуальные женщины - пособники врагов!".
Политически такой взгляд привел к сепаратизму, как стратегии женского
движения. То есть женщины должны бороться или самоопределеляться отдельно
от мужчин и против мужчин. Такая тенденция радикального феминизма нашла
свое выражение у таких авторов, как Андреа Дворкин и Кэтрин МакКиннон.
Как вы понимаете, подобная философия вызвала очень бурную реакцию со
стороны всех течений женского движения. Но давайте вкратце разберемся в
том, как она позициирует к анархизму.
Во-первых, радикальный феминизм вместе с водой выбросил и ребенка, т.е.
постепенно отказался от какого-либо классового, а зачастую и от любого
социально-экономического анализа. Да, радикальные феминистки пытались
показать, что все без исключения женщины подвержены угнетению. Однако
женщины-правители типа Маргарет Тэтчер или Беназир Бхутто также угнетали
женщин. Такой факт радикальные феминистки объясняют тем, что эти особы
действовали исходя из системы мужских ценностей и "предали своих бедных
сестер". На самом же деле, утверждают радикалки, Маргарет Тэтчер имеет
намного больше общего с угнетенными женщинами, чем с господствующими
мужчинами, но она, мол, только не понимает этого!
Во-вторых, не имеется никакой концепции развития в их философии, чтобы
объяснить происходящие социальные трансформации, в отличии, например, от
теории исторического материализма, исповедуемого социалистами и
марксистами.
В-третьих, некоторые виды их теорий, как бы им не хотелось, в конечном
счете, возвращают нас реакционному понятию "биологического детерминизма" -
т.е. все различия между полами естественны и предопределены биологией.
Мужчины, получается, всегда репрессивны, а женщины, также естественным
образом, "лучше" мужиков. Как вы понимаете, такие выводы не дают много
надежды для возможности позитивного развития человечества.
Однако, в целом, радикальный феминизм настолько многообразен и плодотворен,
что целая обойма его прекрасных идей может быть взята нами на вооружение.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ФЕМИНИЗМ
Социалистический феминизм, анализируя подобные проблемы, попытался
совместить лучшие достижения радикального феминизма и классового анализа
женского угнетения.
Эта теория считает, что и классовое общество и Патриархат должны быть
устранены, чтобы женщины могли свободно определять условия своего
собственного существования. То есть угнетение женского пола является
следствием взаимодействия Патриархата и капиталистической экономики. Для
этого даже вводят такое понятие, как "капиталистический Патриархат".
Социал-феминистки, в отличии от традиционных марксистов, преодолели разрыв
в теории между частной и общественной сферами, между домом и работой. Они
подчеркнули важную роль домашней эксплуатации женщин в поддержании всего
здания классового общества. Они пытаются связать в единое целое три вида
сопротивления - против классового общества, расизма и Патриархата.
Социалистических феминисток можно найти работающими в профсоюзах, в левых и
леворадикальных партиях и движениях. Среди авторов этого направления
выделим Джулиет Митчелл, ("Женщины, самая долгая революция"), поздние
работы Мишель Баррет, Анжеллу Дэвис, Линн Сигал.
Что значит такой брак марксизма и радикального феминизма?
Капитализм, как известно, касается экономической системы, а Патриархат -
больше культурной. Социалисты все-таки полагают, что культурная система и
такие проявления дискриминации, как сексизм и расизм вырастают на почве
экономической системы классового общества. Однако последнее утверждение
все-таки вызывает ряд серьезных возражений. В последнее время даже многие
марксистские и социалистические феминистки утверждают, что угнетение
женщин, их положение в социуме не могут быть просто объяснены
"потребностями капитализма" или быть вписанным в общую классовую борьбу,
т.к. интересы женщин могут временами противоречить мужским (Энн Филлипс).
Такой подход, кажется, более адекватен реальности. Как бы там ни было,
социалистический феминизм во всем своем богатстве сегодня является наиболее
интересной теорией для нас, анархистов. Наряду с элементами радикального
феминизма, он может быть базой для стартовой позиции в выработке именно
анархистской критики Патриархата.


ВЫРАБОТАТЬ ЛИБЕРТАРНЫЙ ПОДХОД
Нам необходимо по целому ряду причин разобраться во всех этих теориях.
Во-первых, это помогает нам понять тактику, которую избрали различные
группы в деле решения женского вопроса.
Во-вторых, понимание этих идейных традиций помогает нам распознавать
различные аргументы, поднятые феминистками, индентифицировать их
политически. А еще нам необходимо осознать различия в пределах
социалистической мысли, чтобы успешно вести дебаты с другими
лево-радикальными течениями. Это позволит нам определится самим, осознать
именно анархистские, либертарные идеи, тактику и стратегию в рамках общего
движения за освобождения женщин, а значит и каждой человеческой личности.
В-третьих, понимание феминистской теории поможет в развитии нашей
собственной политики в области женского угнетения. Радикальный феминистский
анализ женской работы в пределах дома стал важным вкладом в дебаты,
касающихся проблемы достижения равенства между полами. Борьба анархистов за
личную свободу и социальное равенство с неизбежностью приводит нас к
необходимости включить феминизм и весь комплекс социальных проблем,
поставленных им, в нашу теорию и борьбу за самоуправляющееся общество и
индивидуальную автономию. Конечно, будучи анархистами, мы - против женского
угнетения капиталом, как экономической структурой (и в стенах дома, и на
рабочем месте), так и государством, как политико-бюрократической системой,
так и Патриархатом, как культурно-идеологическим образованием. Мы - против
мужского шовинизма, рожденного Патриархатом и любой дискриминации по
признаку пола. Но мы также выступаем и за мужское освобождение от того же
Патриархата, который не в меньшей степени, чем женщинам приписывает
социальные и половые роли, нормы поведения в интересах правящего
меньшинства. Но как в женском, так и в мужском случае, анархисты
концентрируются на проблемах простых людей-тружеников и всех тех, кто не
занимает привелигированное положение на иерархической общественной
лестнице. До настоящего же самоопределения анархистского феминизма еще
далеко. Мы можем только посоветовать вам ознакомиться с Манифестом
анархо-феминизма, напечатанном в ?1 бюллетеня. Он вполне может стать
отправной точкой для начала дискуссии. Оценки же и выводы вы должны сделать
только сами.

Подготовил Митя.
==============

ПИХ В ПАХ!
Краткое практическое пособие для тех, кто хочет уметь постоять за себя в 10 пунктах.

Чтобы надежно защититься от насильника, сделай следующее:
1. Ошеломи насильника, решительно подойдя к нему и вежливо поздоровавшись.
А затем ударь коленом в пах.
2. Не давая насильнику очухаться, ткни его пальцем в глаз, а зонтиком - впах.
3. Дерни корчащегося насильника за уши и ударь мыском туфли в пах.
4. Не обращая внимания на притворные стоны насильника, рвани его за волосы и нанеси удар локтем в пах.
5. Укуси насильника за щеку, после чего проведи мощный удар головой в пах.
6. В приоткрытый от боли рот насильника засунь пальцы, скребани слизистуюи, развернувшись, пяткой залепи ему в пах.
7. Улови мгновение, врежь насильнику по носу. В освободившийся от его рук пах врежься боком.
8. Подними распластавшегося насильника за брови. Плюнь ему в пах.
9. Переверни насильника на спину. Удостоверься, что паха у насильника
больше нет.
10. Ищи нового насильника. Удачи тебе!

"Посиделки" #4 (62).


Лунный свет на заре
--------------------
"...эту любовь я считаю чудом"

Художник-лесбиянка Fox из Волгограда о крутом повороте в своем творчестве и жизни.

Зачем я пишу? Мне хочется донести до людей, показать особое состояние и гармонию природы с женщиной. Открыть для себя и других, как бесконечно удивителен ее мир. Она - чудное видение, заставляющее мечтать и сходить с ума снова и снова. Именно в женщине заключен высший символ красоты - то, чего не хватало моим картинам до определенного момента.

Смысл и направление моего творчества обнаружился для меня совсем недавно, как и дерзкая мечта стать "великим художником". До этого я ни разу не держала кисти в руках, а о художниках узнала из курса "История искусств". То профессиональное искусство, в особенности живопись, в том виде, в котором оно процветало у нас в последнее десятилетие, меня не восхищало.

Сначала картины мои получались какими-то незаметными, им не доставало чего-то волнующего, искреннего. Они казались чужими, словно "в них не было меня". Но увидеть все по-новому, постичь то важное, что я не могла найти до этого в себе и своем творчестве, меня заставила моя неожиданная любовь к женщине. Именно она является источником этой перемены во мне и в том, что я делаю. Я почувствовала, что могу писать "это" лучше других художников и казалось, будто бы я жила с "этим" и любила "это" не один десяток лет. Это поистине большой поворот в моей жизни и эту любовь я считаю чудом.

Мои сегодняшние работы отличаются дерзостью в отношении к женскому телу и лаконизмом. Свежестью взгляда и одновременно глубоким проникновением в образ ее лица. Ты словно оказываешься перед ней и ощущаешь сильное внутреннее напряжение и видишь - именно видишь! - "свою" женщину. Испытываешь желание нежно прикоснуться к ней пальцами. Понимаешь, что уже любишь или только начинаешь ее любить. Мысленно и отчасти вслух разговариваешь с ней...

Очень важно уметь выбрать героиню. Только тогда картина удается. Мне иногда кажется, что не столько я пишу свои картины, сколько присутствую при их написании. Это происходит на каком-то тонком эмоциональном, чувственном уровне. У меня свое видение и подход, касающийся женской любви. Ее невозможно запретить, отвергнуть. Безусловно, и любовь к мужчине может многое дать и многому научить. Но любить мужчину проще. А женщину - этому надо учиться. Это сложно!

И если бы мне пришлось выбирать одно из двух - мировое призвание в качестве художника или хотя бы одна ночь обладания любимой женщиной, - я бы выбрала второе.

P.S. Казалось бы, все складывается, как нельзя, лучше - мои картины нравятся и мне и другим. Но, к сожалению, в последнее время я все чаще сталкиваюсь с обидным непониманием окружающих, усмешками по поводу моей сексуальной ориентации. Конечно, каждому человеку, даже нашедшему себя и реализовавшемуся, приходится рано или поздно понимать, что полностью быть счастливым и понятым другими невозможно. Люди боятся всего нестандартного и непохожего... Так было и будет всегда. Но я не понимаю, почему они боятся просто любви? Ведь однополая любовь возникла не вчера, и даже не сто лет назад... И если два человека находят друг друга и счастливы, они словно заново рождаются и не боятся вместе уже ничего. Разве это можно считать чем-то плохим или ненормальным?

Вот почему мне хочется донести до самого сердца людей свежесть и чистоту настоящей любви к женщине, любви бескорыстной и способной мыслить, чувствовать и понимать.

Мое искусство - это искусство сегодняшнего дня. Наивное искусство, для которого до сих пор не существует общего термина. И с помощью него, насколько это возможно, я хочу изменить общественное сознание и точку зрения на существование однополой любви. И тем самым попробывать сделать мир немного счастливее