AVTONOM.ORG   ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА
Моше Гончарок

ПЕПЕЛ НАШИХ КОСТРОВ


Анархизм среди евреев в  последней  четверти  XIX - начале ХХ вв. Возникновение Движения.

СОДЕРЖАНИЕ


 

   Еврейский анархизм возник и оформился  в Западной Европе и Северной Америке в середине 80-х  гг. XIX в.  в среде эмигрантов из Российской империи.       Массовый выезд еврейских бедняцких масс за границу в значительной степени был обусловлен волной погромов, прокатившихся после убийства народовольцами Александра II. Прибывавшие в Лондон и Нью-Йорк люди, относившиеся, в основном, к неимущим слоям  -  ремесленники и мелкие торговцы - довольно охотно шли навстречу радикальной пропаганде. Растерянные,  не имевшие в  первые годы своего пребывания на чужбине  постоянного жилья, не знавшие других языков, кроме идиш и русского (который многие необразованные бедняки  знали тоже не  очень хорошо), евреи-эмигранты были вынуждены зарабатывать  на жизнь себе и своим многодетным семьям  тяжёлым физическим трудом,  вдобавок - как правило - плохо оплачиваемым. Мужчины, женщины, подростки  шли на фабрики,  заводы,  в  ремесленные мастерские, где среди коренных рабочих местные  анархисты и социалисты уже давно -  с 1870-х гг. - вели свою агитацию. Отголоски воспоминаний о том времени  можно заметить в романах Генри Рота, Бернарда Меламуда или Герберта Уэллса (без особой симпатии описавшего новых иммигрантов в одном из своих фантастических романов). Адаптация еврейских эмигрантов в новых странах проживания проходила относительно быстро  в силу местных, более или менее демократических, норм  и законов, и значительно менее ярко выраженного  антисемитизма в  общественной жизни,  чем в стране исхода. Но, тем не менее, несколько десятков лет, до первой мировой войны, общая  неустроенность, мессианские чаяния, воспитанные с детства в хедерах и иешивах, а также  холерический темперамент новопри- бывших позволили революционной пропаганде завербовать массу еврейских эмигрантов в адепты радикального переустройства мира.

  Именно в Англии и США (в первую очередь - в  Лондоне и Нью-Йорке) среди  российских эмигрантов получил  международный анархизм  своих самых преданных, самых верных сторонников. Выходцы из "черты оседлости" находились  в очень тяжёлых экономических условиях; зачастую, чтобы добыть средства  к существованию,  они по  12-16 часов в сутки работали в "потогонных"  мастерских и не видели никакого просвета впереди. Зачастую мечты о справедливой жизни перемешивались у  них с озлобленностью  на окружающую действительность. Соответственно они начинали относиться к достаточно равнодушному к их нуждам обществу (включая иногда даже местные еврейские зажиточные общины), - как к классово враждебной системе, которую необходимо разрушить.

  Ни в Англии, ни в США не существовали влиятельные марксистские партии, а традиционный англосаксонский тред-юнионизм был совершенно чужд еврейским эмигрантам. 

   Именно анархисты первыми обратили внимание на потенциальных союзников своей идеологии в их среде. Если евреев-эмигрантов в 1870-х гг. в Англии и США было ещё  немного и идеи такого провозвестника социализма в еврейском мире, как А.Либерман (то, что историки позднее охарактеризовали как еврейскую писаревщину), не привлекали особого внимания, - то  положение радикальным образом переменилось после 1881 г., когда  восточноевропейские эмигрантские массы хлынули в пределы Соединённого королевства. И именно к этому периоду  относится  изменение подхода к еврейскому вопросу со стороны западноевропейских социалистов, прежде вербовавших союзников лишь среди французов, немцев, итальянцев или испанцев. Антиеврейские настроения Прудона и Бакунина, не видевших в 1850-х - 1870-х годах революционного потенциала в "народе-паразите", состоявшем тогда из "торговцев и разносчиков", сменились ярко выраженным "интернационализмом для всех" и даже филосемитизмом в среде их учеников.[1]

  В разночинский период русского освободительного движения лишь незначительное число евреев участвовало в революционной деятельности, хотя  в кружках  бакунистов (т. н.  "бунтарское" направление народничества)  их  было немало, особенно в юго-западных  районах  Империи.  Лишь позднее, в период активной  деятельности П.А.Кропоткина  за границей, в первую очередь в Англии, евреи массами "пошли в революцию". Именно опальный князь заметил этот потенциал бедняцких, бывших   местечковых,  слоёв, бежавших от погромов и беспросветной нужды в демократическую  Европу. Высочайшая личная порядочность, отсутствие национальных предрассудков, эрудиция и, в конце концов, женитьба на еврейке,[2] безусловно располагали  их к Кропоткину. Многими личными качествами он выгодно отличался от Бакунина, такого же русского аристократа, но наделённого многими недостатками, свойственными тому сословию, из которого происходили они оба.

       Уважение к личности Петра  Алексеевича при  жизни и преклонение перед  его     памятью на протяжении долгих десятилетий - характерная черта еврейской  ветви  Движения. Самое большое количество публикаций в анархистской периодике на  идиш, связанных с мемуаристикой и исследованиями социальной философии анархизма, прямо или косвенно касается имени Кропоткина. Самое известное анархистское  книгоиздательство на идиш  носило  его имя (книжный центр при קראָפּאָטקין קולטור-געזעלשאַפט   - Кропоткин  культур гезелшафт  -  Общество культуры им. Кропоткина, США). В Аргентине в 1947 г. был  издан на идиш знаменитый "Кропоткинский сборник", включавший  воспоминания о Петре Алексеевиче многих известных анархистов ("Кропоткин-замлбух", издательство группы "Давид Эдельштадт",  Буэнос-Айрес).[3] Воспоминаниями, печатавшимися в газетах, речами и выступлениями на митингах, торжественными заседаниями, другими мероприятиями отмечался ежегодно йорцайт, день  смерти  великого анархиста; и происходили эти мероприятия, организовывавшиеся ерейскими анархистами,  вплоть до 1980-х  годов, пока существовали для этого физические и финансовые возможности (к этому времени давно прекратили свою деятельность русские эмигрантские анархистские группы и федерации).

   Материалы же на темы, связанные с именем Бакунина, в анархистской литературе и журналистике на  идиш появлялись относительно часто  лишь в начальный период существования Движения, и постепенно, с течением времени, почти  сошли  на нет. [4]

   Анархизм, как движение, отрицающее государственную  власть, основанную на законах, имеющих принудительную силу, нашло в 1880-х гг. идейных союзников  как среди еврейского населения западных областей Российской империи (Литва, Польша), так и в среде еврейских эмигрантов, уезжавших   из России  в Западную Европу (в первую очередь, в Англии)  и Америку (в первую очередь, в США и Аргентине).

   "Пропаганда анархизма концентрировалась, - сообщал Н.Рогдаев в докладе международному анархистскому конгрессу в Амстердаме в 1907 г.- главным образом в Женеве и Лондоне; в первом городе  - среди русской молодёжи, во втором - среди многочисленного еврейского пролетариата, в квартале Уайтчепель".[5]

   Первая анархистская группа в Российской империи   возникла весной 1903 г. в  Белостоке  и состояла целиком из евреев.[6] Примерно в то же время возникают  группы в Лодзи, а в период первой русской революции  анархистские группы охватывают многие населённые пункты Литвы и Польши, в  тех районах,  где компактно проживало еврейское население.[7]

   Анархистские  журналы на идиш זשערמינאַל  "Жерминаль" и  דער הילף-רוף "Дер Хильф-руф", выходившие в Лондоне,  ориентировались, в первую очередь, на  идишеязычных жителей "черты оседлости" Российской империи. Печатаясь на Западе, они доставлялись нелегально в Россию, где находили своего массового читателя.[8]

   В Женеве в августе 1908  г. вышел один выпуск газеты на идиш "Ди анархие". В подзаголовке значится: "Орган говорящих на идиш русских анархистов". Издание предназначалось для  нелегальной переправки в  Россию.

   Среди еврейских иммигрантов в США и Англии анархистское движение добилось большого успеха, как  уже было сказано выше. В Лондоне в  1885 г.  был создан "Международный клуб по просвещению трудящихся", известный по названию улицы, где он находился, как   "Бернер-стрит клаб". Клуб состоял из евреев. Сначала его членами были  также социал-демократы,  но под влиянием П.А.Кропоткина, бежавшего к тому времени из сибирской ссылки и обосновавшегося в Лондоне, клуб превратился в центр анархистского движения. Именно там увидел свет   דער אַרבייטער  פריַינד  "Дер арбейтер фрайнд" ("Друг рабочего"), легендарная анархистская газета на идиш, выходившая с перерывами на протяжении более чем 30 лет; его главным редактором был немец Рудольф Рокер (так же как  и Кропоткин, женатый на евנейке - Милли Виткоп), специально выучивший идиш, и проявивший большую активность среди еврейских рабочих.

   В 1880-х - 1890-х гг. анархизм пользовался большим успехом среди  еврейских иммигрантов в Англии, и  некоторое время его приверженцы составляли большинство в еврейском рабочем движении. С течением времени многие интеллигенты, руководившие еврейскими  анархистскими группами в Британии, уехали в США, где поле для пропаганды  среди российских эмигрантов было гораздо шире. "Арбейтер фрайнд" продолжал выходить в Лондоне, но при этом большинство  его  читателей жило  в Нью-Йорке.

   Круги, группировавшиеся вокруг газеты Р.Рокера, являлись связующим  зגеном между различными еврейско-анархистскими группами  и движением английских анархистов. Своё влияние  "Арбейтер  фрайнд" сохранял вплоть до  первой мировой войны. Рокер был сторонником "пропаганды действием" ("пропаганде дер тат"), идеи "практического анархизма", выдвинутой Й.Мостом. "Арбейтер фрайнд",  так же как и  другие  анархистские газеты этого времени, занимал космополитическую позицию  в национальном вопросе.

    В США  в середине  1880-х гг. еврейские анархисты создали  группы "Пионире дер фрайхайт" ("Пионеры свободы") и основали ряд газет. Большинство которых вскоре прекратило существование, за исключением "Фрайе арбетер штиме" ("Свободный рабочий голос"), побившей рекорды долголетия: начавшая выходить в июле 1890 г., она закрылась в декабре 1977 г.

   Возникновение анархистских  групп в Северной Америке было  связано с  влиянием  на еврейскую рабочую среду немецких анархистов-эмигрантов, в первую очередь Йоганна Моста, с которым  близко познакомились первые вожди "Пионеров свободы" - Александр Беркман и Эмма Голдман.

   Демократические нормы Европы и Америки давали возможность развиваться анархистским группам и федерациям относительно беспрепятственно. Именно этим можно объяснить рост и развитие анархистского движения на Западе, совершенно официально организовывавшего газеты, журналы, клубы, прово- дившего собрания, встречи и другие меропрטятия. В Западную Европу и США уезжали революционеры-эмигранты из  царской России,  селились и работали там, в общем, беспрепятственно. Вид на жительство они, как правило, получали довольно легко.

   В пределах Российской империи, напротив, еврейский анархизм,  как, впрочем, и  другие революционные течения, не  мог развиваться свободно. Практически все анархистские организации и кружки в России очень быстро прекращали существование в силу преследований со стороны царской полиции. У еврейских анархистских групп не создалось тех политических и культурных традиций, что были характерны для соответствующих кругов, сформировавшихся  в эмиграции. Не было создано каких-либо долговременных объединений, федераций, связанных с рабочим движением. Большинство активистов групп, формировавшихся в пределах "черты оседлости", довольно быстро оказались за решёткой, были убиты или же вовремя успели эмигрировать. 

   Необычайно трудно проследить за судьбой анархистской прессы на идиш, издававшейся непосредственно в России. Для неё характерны кратковременность издания, малое число сотрудников, слабая полиграфическая база. Всё это, опять же, являлось следствием преследований властей. Газеты выходили в подполье.

   В Варшаве в августе 1908 г. вышел один выпуск  газеты на идиш "Ди революцион штиме"  די רעוואָלוציאָן שטימע - "Революционный голос".  В Вильне в сентябре-октябре 1911 г. был выпущен первый и последний номер анархистского журнала на идиш "Дер юнгер ид"  ("Молодой еврей") под редакцией Зеева-Вольфа (Владимира) Гордина, брата знаменитого Абы Гордина, будущего идеолога российского пананархизма. Журнал был посвящён вопросам педагогики.[9]

   По косвенным данным,  в Белостоке существовала подпольная типография газеты "Анархия" под редакцией Энгеля,  распространявшаяся короткое время среди евреев ближних районов. Типография была разгромлена войсками и черносотенцами в ходе знаменитого белостокского погрома.[10]

   Еврейско-анархистские группы существовали в Белостоке, Вильно, Гродно, Ковно, Варшаве и Одессе.[11]

   Во Франции в период, предшествовавший первой мировой войне, существовали еврейские анархистские группы, состоявшие целиком из российских эмигрантов. Большинство же местных евреев-анархистов не имело  прямого отношения  к этим группам и входило во французские организации и кружки  -  как, например, известный Бернар-Лазар (он же Мариус, 1856-1903), не испытывавший особого тяготения к анархо-идишистам (собственно, он не знал и самого языка идиш). Специальных исследований на эту тему не обнаружено, за исключением воспоминаний ряда лиц, публиковавшихся на протяжении  десятилетий в анархистской идишской  прессе  (в первую очередь, в ФАШ - "Фрайе арбетер штиме").  В Германии еврейского анархистского движения, подобного аналогичным кругам в США и Англии, не существовало. Такие известные анархисты-евреи, как Густав Ландауэр,  Эрих Мюзам, Георг Штайн, представляли немецкий анархизм. Массовой базы для развития идишеязычного ответвления анархизма в Германии не  было.

   Х.Зелигман  в статье "Евреи", опубликованной в германской "Энциклопедии анархизма",  пишет:

   "Специального еврейского анархистского движения в Аргентине не возникло. Там тоже концентрировались в больших городах еврейские эмигранты. Они имели свои школы, издательства и пр. Само собой разумеется, и свои партии. Но еврейские анархисты  не организовывались в единое еврейско-анархистское движение, а интегрировались в общем анархистском движении страны, например, в FORA. Только в анархистской газете "La Protesta" публиковалась одно время, с 1906 г., страница на идиш, информировавшая не говоривших по-испански участников движения."[12]

   К этому можно добавить, что в еврейско-анархистском мире Аргентины, тем не менее, со временем появилась своя пресса на идиш и разного рода кружки и общества, поддерживавшие тесную связь с единомышленниками в США и Европе. С 1936 г., на протяжении десятилетий, например, в разных редакциях, с перерывами, выходила газета   דאָס פריַיע וואָרט  "Дос фрайе ворт" ("Свободное слово"), просуществовавшая до второй половины 1970-х гг., и связанная с "Еврейским рационалистическим обществом" (Yidishe ratsionalistishe gezelshaft), о котором шла речь в первой главе. Существовали и другие газеты. При Рационалистическом обществе с 1930-х до 1970-х гг. существовало  книгоиздательство. Общество было тесно связано с различными культурно- просветительными идишистскими организациями США и Западной Европы, в первую очередь, с нью-йоркской "Идиш-лигой". Участники идиш-анархистише бавегунг в других странах характеризовали небольшие круги аргентинских собратьев именно  движением.

   Мы рассмотрели возникновение и начальный период деятельности еврейского анархистского движения. Характерными его чертами являлись формирование в среде выходцев, в основном, из Российской империи, а  также привязанность к языку идиш. Последнее проявлялось отчётливо на протяжении всего столетия существования Движения, - даже в период, последовавший за окончанием  второй мировой войны, когда идиш перестал являться  разговорным языком еврейских масс.

 

 


[1] Подробно см.: E. Silberner, Western   Socialism and the Jewish Question. Bialik Institute, Jerusalem, 1955. P.287-293 (О взглядах Бакунина по еврейскому вопросу).

[2] Софья Григорьевна Кропоткина (1856-1942), урождённая Рабинович, дочь революционера, носившего  подпольную кличку  “Ананьев”. Родилась в Киеве,  выросла в томской ссылке, куда отправили её  отца. С трудом выбравшись в Европу и, будучи студенткой биологического факультета Женевского университета,  вращалась в эмигрантских революционных кругах,  где и познакомилась со своим будущим мужем в мае 1878 г.

[3] См.: קראָפּאָטקין - זאַמלבוך. אַרויסגעגעבן  פון דער גרופּע “דוד עדעלשטאַט” - בוענאס-איירעס, 1947

[4] Михаилу Александровичу Бакунину (1814-1876) посвящена большая литература. Применительно к его  взглядам на еврейский вопрос, однако, можно перечесть по пальцам авторов, углублявшихся  в эту тему в своих исследованиях. М. Неттлау, В.Полонский, Ю.Стеклов,  М.Сажин (Арман Росс)  и другие старательно избегают упоминания о юдофобстве виднейшего представителя раннего анархизма.  Даже Сажин, старейший революционер, друг М.А., единственный из известных бакунистов,  доживший до установления  в России Советской власти, вероятно, просто  стыдился упоминать  об этой черте своего друга (во времена, когда Сажин был  уже  глубоким стариком, евреи составляли в  международном анархизме значительную величину).  Ни единой строчки не уделяет этому  и  Н.М. Пирумова, автор единственной монографии о Бакунине, вышедшей в СССР в поздний период существования  Советской власти (Пирумова. Бакунин. - ЖЗЛ, - М., 1970). Необычайно скупо упоминают об этом современные западные авторы (см., например: Eugene Pyziur. The Doctrine of Anarchism of Michael A. Bakunin. - The Marguette University Press, Wisconsin, 1955). Единственный историк, подробно рассматривающий этот вопрос, - Э.Зильбернер (см. выше).

[5] Буревестник”, № 8, 1907, стр.10.

[6] Комин В.В. Анархизм в России, гл.1;  Гончарок М.  Век воли (русский анархизм и евреи XIX - XX вв.), гл.3.

[7] По данным украинского историка Анатолия Дубовика (идеолога современной Революционной конфедерации анархо-синдикалистов им. Н.И.Махно, Днепропетровск - Донецк), первой анархистской группой на территории Российской империи была не белостокская, а кишинёвская - т.н. "Южная группа анархистов-коммунистов" (1900г.), руководимая Моисеем Ханжи. -  М.Гончарок, личный архив. Письмо А.Дубовика от 7.09.2000.

[8] См.: זשערמינאַל (1900-1908). אַנאַרכיסטישעס-אָרגאַן, אָרגאַן פיר אַנאַרכיסטישער וועלטאַנשויאונג - “Жерминаль” (1900-1909 гг.), анархистишес-орган, а также  דער הילף-רוף, שטימען פון די רוסישע געפענגניסע  - “Дер хильф-руф” , штимен фун ди русише гефенгнисе,  т.е. “В помощь”, “Голос помощи”, с подзаголовком -  “Голоса русских заключённых”. Этот орган выходил с 10  сентября 1910 г. под ред. Р. Рокера,  на двух языках - идиш и русском, и был прообразом т.н. Анархистского Красного Креста в Европе, занимавшегося сбором средств в помощь анархистам, находившимся в царских (позднее  - советских) тюрьмах.

[9] The Periodical Publications of the Jewish Labor and Revolutionary Movements in Eastern and Southwestern Europe 1877-1916. An Annoted  Bibliography. Compiled by A.Greenbaum.

[10] Комин, Анархизм в России, гл. 2.

[11] Там  же. Кроме того, см.:  Chaim Seeligmann. “Juden”. - Lexikon der Anarchie; Гончарок М. Век воли. Русский анархизм и евреи , стр. 13-22.

[12] Chaim Seeligmann, “Juden”.- Lexikon der Anarchie.