AVTONOM.ORG   ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА

Иван Овсянников

Элементы анархизма в общественной жизни Ярославской губернии н. ХХ в. Деятельность Мякотинского кружка анархистов-индивидуалистов.


Политическая жизнь Ярославля и губернии н. 20 в., казалось бы, хорошо изучена. Однако, по известным причинам, в поле зрения советских историков и краеведов попали, главным образом, события и документы, касающиеся деятельности Северного Комитета РСДРП. Так, в сборнике  Ярославль. История города в документах и материалах  (Ярославль, 1990), Партия Социалистов-Революционеров (крупнейшая на тот момент левая организация в губернии) упоминается всего 2 раза.  Не освещались в исторической литературе и факты, свидетельствующие об анархистских настроениях, возникших среди рабочих, близких к социал-демократии в межреволю-ционные годы.
 В период 1905-1907 гг. анархическое движение в Ярославской губернии себя пра-ктически не проявило. Наиболее активны были социал-демократы и эсеры (к 26 ноя-бря 1905 г. в Ярославле действовали боевые дружины ПСР   67 человек, РСДРП   80 человек, земская дружина   32 человека, еврейская дружина   25 человек, студен-ческая+ - 45 человек и дружина рабочих станции  Ярославль    40 человек (1).
Вместе с тем, отдельные анархо-коммунисты, по-видимому, принимали участие в движении. Так, в 1908 году во время ликвидации Самарской федеративной группы анархистов-коммунистов в числе других ее членов был арестован  рабочий-переп-летчик Алексей Арсеньевич Степанов, служивший в 1905 г. при рабочей библиотеке на фабрике товарищества Ярославской Большой Мануфактуры, и уволенный впос-ледствии за подлог.
21 марта 1909 г. в Самаре был обыскан и арестован анархо-коммунист Петр Афа-насьевич Шаляпин, при котором было найдено шифрованное письмо (его так и не удалось расшифровать) с адресом:  г. Рыбинск, губ. управ. 1й ст. Димитриевичу  (2). Поиски  Димитриевича  в Рыбинске результатов не дали, было установлено, что Шаляпин никогда не бывал в г. Рыбинске. Тогда же при обыске, сделанном у проживающей в Рыбинске  вдовы  Августы Михайловны Востоковой в тайнике обнаружены несколько брошюр, переплетенных в одну книгу, в том числе  сочинения Ст. Вольского (псевдоним печально известного анархиста В. Махайского   авт.)  об анархизме, социализме и проч.  (3). Тем не менее, 5 мая 1909 г. Ярославская охранка рапортует об отсутствии  во вверенном районе  (Ярославль, Рыбинск и Ростов) организаций и групп анархистов-коммунистов.
 Элементы анархизма в Ярославле проявились в период, последовавший за спадом  революционной волны  в 1906-1907 гг. Данный этап развития социалистического движения ознаменовался своего рода  переоценкой ценностей , произошедшей тогда, когда рухнула вера в то, что  революция продолжается  и поражение лагеря левых стало очевидно.  Массы отходили от партий, а партии, как отпущенные воздушные шарики, взмывали в пустоту, уменьшаясь в размерах, но оставаясь в пределах видимости"   пишет, комментируя ситуацию того периода, О. В. Волобуев (4).
Среди анархистов усиливаются как объединительные, так и сепаратистские настроения. При этом большинство анархистских лидеров находится либо на каторге и в ссылке, либо за границей. На фоне общего разгрома возникает ревизионистское течение, критически пересматривающее как  основы  кропоткинианства, так и организацию, и практику анархо-коммунистов. Радикальной альтернативой коммунистической утопии Кропоткина становится анархо-индивидуализм.(именно это направление проявило себя в Ярославле), ведущими русскими теоретиками которого были Алексей Алексеевич Боровой и Лев Черный (Турчанинов). Взгляды Борового сформировались под влиянием идей Маркса, Ницше, Бакунина, Бергсона и Штирнера. Критикуя рационализм и позитивизм Кропоткина, его отрицание философского наследия идеализма, Боровой видел анархизм  романтическим учением, опирающимся на реалистическую тактику . Анархо-индивидуалисты настаивали на непримиримости  антиномии личного и общественного начал , т. е. отрицали общинный идеал традиционного анархизма. Вместе с тем, в отличие от богемного штирнерианства, провозглашавшего идеал абсолютного эгоизма, русские анархо-индивидуалисты восприняли более мягкий бакунинский коллективизм. На смену элитаризму в духе брюсовского:  +никому не сочувствуй, сам же себя возлюби беспредельно+ , приходит пролетарский синдикализм. Боровой пишет:  Если в плане отвлеченной мысли сильнейший удар по рационализму в наши дни был нанесен философией Бергсона, то в плане действенном сильнейшим врагом его стал синдикализм, сбросивший догматические путы партий и программ и от символики представительства перешедший к самостоятельному творчеству. (+) Первоначально стихийный, непосредственно выросший из жизни, синдикализм в наши дни становится сознательным классовым протестом против рационализма   против слепой веры в непогрешимость теоретического разума. (+) Синдикализм утверждает автономию личности, утверждает волю творческого и потому революционного класса. В синдикалисте живут рядом:  страстный индивидуализм , ревниво оберегающий свою свободу, и напряженное чувство  пролетарского права  (5). Это парадоксальное сочетание индивидуализма и ориентации на рабочее движение заметно в деятельности и социальном составе  Мякотинского кружка  в Ярославле.
Другой разновидностью анархо-индивидуализма стал  ассоциационный анархизм  Льва Черного, разработанный им в книге 1907 года  Новое направление в анархизме . Ориентированный на труды зарубежных классиков   П.-Ж. Прудона, М. Штирнера, Б. Такера, анархо-ассоциационизм также имел много общего с анархо-синдикализмом.
Особое место в спектре анархистских учений, получивших распространение в начале 20 века, занимает непротивленческая религия Льва Толстого. Однако, мы не будем подробно останавливаться на его изложении, так как оно, в отличие от других анархистских направлений, широко известно.
Как пишет В. Д. Ермаков (ссылаясь на статистические данные и мемуарные источники), к 1908 году анархическая активность фактически прекращается:  Исследователям о существовании анархистских групп в 1908-1914 годы практически ничего неизвестно  (6). Однако, тот же В. Д. Ермаков позволяет себе не согласиться с мнением В. В. Кривенького и других исследователей о  длительном, затяжном, многолетнем сне российских анархистов . Так или иначе, несомненен вывод о том, что межреволюционные годы были  темными  для русского анархического движения, оказавшегося полностью разгромленным и деморализованным. Именно к данному периоду относятся документы, касающиеся анархистских проявлений среди ярославских рабочих.
В период 1908-1909 гг. возрождается организация РСДРП в Ярославле и возникает т. наз. Мякотинский кружок анархистов-индивидуалистов (мы не случайно объединяем эти два события, т.к. они действительно взаимосвязаны). В 1906 г. активность Ярославских социал-демократов идет на спад, (окончательный разгром последовал в январе 1907 года), что  было связано с репрессиями, предпринятыми против рабочих - революционеров в правление черносотенного губернатора А. А. Римского-Корсакова (7). Некоторое оживление партийной работы происходит через год, в январе 1908-го.
Согласно  Выпискам из дневников агентурных наблюдений за деятельностью РСДРП относительно съорганизования кружка  анархистов-индивидуалистов   от 25 ноября 1909 года (8),  Возвратившийся из ссылки Григорий Николаевич Мякотин, бывший с.д. стремится образовать кружок анархистов-индивидуалистов. Он имеет небольшую библиотечку с книгами преимущественно анархистского направления, довольно ценными и получает из-за границы газету "Пролетарий" (нелегальная газета большевиков, выходившая с 21 августа 1906 по 28 ноября 1909 гг. под редакцией В.И.Ленина   авт.) . Последнее обстоятельство представляется особенно интересным, т.к. в  Пролетарии  периодически печатались корреспонденции и статьи о положении дел в Ярославле (9)
 Это свидетельствует о весьма близком сосуществовании ярославских  с.-д.  и  бывших с.-д.    анархистов (приведенные ниже документы только подтверждают данный факт). Вполне вероятно, что при остром дефиците  интеллигентных сил  среди Ярославских социал-демократов (о чем пишет все тот же  Пролетарий  в мае 1908 г.), разница между большевиками и анархо-индивидуалистами (революционно-синдикалистской направленности) была не столь заметна.
О составе и намерениях новообразованного кружка полицейский агент  Филин  сообщает:  +Попутно с образованием кружка предполагается увеличение библиотечки путем членских взносов в размере копеек 40 с человека. Предполагается на эти деньги выписывать наиболее ценные книги. С целью распропагандирования этого кружка Мякотин составил для отпечатывания на гектографе или типографским способом воззвание к рабочим. Не обладая никакими средствами, Мякотин добывает таковые у своих товарищей и знакомых и, конспирируясь, посещает их в качестве уличного продавца селедок. Летом 1909 года он побывал в Санкт-Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Цель его поездок неизвестна  (10).  Полицейские наблюдения не дают нам прямых сведений о теоретических установках Мякотина и других членов кружка, однако исходя из его явно пролетарской ориентации (намерение выпустить  воззвание к рабочим  и пр.) мы можем заключить, что это были взгляды, близкие к концепциям А.Борового и Льва Черного (см. выше).
 Помимо самого Мякотина, большую роль в деятельности кружка играли братья Алексей и Павел Флягины (в 1909-м - 18-ти и 21 года), из крестьян Костромской губернии. По данным наблюдения, именно на квартире Флягиных по Мышкинской улице происходили собрания кружка, в которых участвовали также:  Федотов Иван, рабочий Свинцово- белильного завода  Вахрамеева, из крестьян. Ранее  проходил по партии с.д. ; Иван Александрович Петров (20-ти лет), конторщик на Карзинкинской фабрике,  брат одного из убийц рабочего Павлова, (+) по делам отделения (Охранного   авт.) не проходил ; Павел Иванович Чистяков, бывший ткач. Привлекался к суду  за оскорбление Его Величества на митинге в 1905 году , отбывал ссылку в Архангельской губернии.  7 ноября 1909 года (+) отправлен по месту приписки в г. Углич для учреждения особого полицейского надзора , однако, судя по всему, находился там недолго; Босаев (в других источниках   Басаев   авт.) Павел, рабочий Карзинкинской фабрики; Плотников (имя неизвестно), переписчик театральных ролей; Карцев (18   20-ти лет), рабочий  (11). В июле 1907 года, по агентурным сведениям, на конспиративной квартире по Мышкинской улице собирались рабочие-боевики РСДРП с фабрики Дунаева (12). Может быть эта квартира   квартира Флягиных, безрезультатно обысканная 18 октября 1908 г.?
В январе 1910 г. Г. Мякотин покидает Ярославль и поселяется в Костроме. Кружок, однако, не распадается (хотя его наименование больше не встречается в полицейской переписке). На первые роли теперь выдвигаются, повидимому, Павел Флягин и Иван Федотов.
О роли братьев Флягиных в деятельности кружка стоит рассказать особо. В деле  содержится информация о том, что  при ликвидации 18 октября 1908 года фабричной группы с.д. (Флягины) были обысканы без результатов . На самом деле при ликвидации социал-демократического кружка на Ярославской Большой Мануфактуре, 17-летний Алексей Флягин был не только обыскан, но и заключен в тюрьму, где пробыл около 10-ти дней. В донесении полицейского ротмистра Гривина (весьма тенденциозном, где кружковцы именуются не иначе, как  социал-демократы-фанатики ) роль А. Флягина в неформальной иерархии определяется так:  Флягин   представитель от кружка рабочих спичечной фабрики Дунаева для участия в собраниях представителей кружков фабричных организаций  (13). Таким образом, семнадцатилетний Алексей Флягин выполнял ответственную, и, по всей видимости, чрезвычайно конспиративную работу. Этим, наверное, и объясняется тот факт, что (в отличие от других членов кружка, у которых были найдены многочисленные брошюры, листовки, письма и даже отчет местной организации РСДРП), обыск на квартире Флягина ничего не дал.
Старший Флягин, Павел также был скомпрометирован в результате повальных обысков в ночь на 18 октября 1908 г. В примечании к описи вещественных доказательств значится:  В Охранном отделении оставлена конспиративная записка в конверте на имя Павла Флягина для разработки  (14)
Имя Павла Флягина не раз встречается в документах Охранного Отделения. Скупая полицейская переписка дает нам некоторые интересные данные о мировоззренческих исканиях рабочих-революционеров, а также ставит перед исследователем ряд загадок.
В ночь с 30-го апреля на 1 мая 1910 года (т.е. уже после отъезда Мякотина из Ярославля), в целях предотвращения политических выступлений в городе, полиция провела обыски и аресты предполагаемых  смутьянов . При этом  указаний на существование между этими лицами партийной связи в Отделении не имелось  (15). Таким образом, упреждающие действия полиции направлялись против самых опасных лиц. Из шести обысканных были арестованы (на три дня) лишь двое   Павел Флягин и рабочий Иван Федотов (оба   члены Мякотинского кружка!). Причем первый характеризуется следующим образом:  Принадлежал к социал-демократическому кружку рабочих Дунаевской спичечной фабрики, является наиболее активным партийным работником и сторонником забастовки  (16). Данная фраза представляется довольно странной. Под партийной работой подразумевается, очевидно, работа в РСДРП. Однако, о принадлежности к социал-демократическому кружку говорится в прошедшем времени, тем более, что полиции Флягин был давно известен как член кружка анархистов-индивидуалистов. Объяснений подобным противоречиям может быть несколько: либо охранка не делала разницы между разными цветами и оттенками революционеров, либо различия в действительности были размыты. Последнее вероятно, т.к. вряд-ли догматические споры имели первостепенное значение в среде рабочих (за исключением, наверное, лидеров, подобных Мякотину и Флягину).
 Характеристика Федотова (17):  На одной из массовок, имевших место праздниками пасхи на разливе р. Которостли, выступал в качестве оратора и в своей речи призывал рабочих сорганизоваться для выступлений  на борьбу  с правительством и капиталом .
Итак, мы видим, что даже после отъезда лидера кружка   Мякотина   деятельность анархистов продолжается (может быть, в составе с.-д. групп). Не исключено, что Мякотинский кружок изначально представлял собою объединение крайних радикалов (рабочих-интеллигентов?), созданное в целях революционизирующего действия на массу, близкую эсдекам.
Каковы же были взгляды П. Флягина (и его товарищей)? О том, что они значительно расходились с марксистской ортодоксией, свидетельствует опись изъятого при обыске в квартире Флягина по Спасской улице (18) в том числе:
  1. Брошюра:  Рассказы из русской истории ...
2. Брошюра  Эрфуртская программа ...
3. Брошюра  Приветствие русскому народу от Кондратия Малеванного, основателя секты Малеванцев  (народная мистико-анархическая ересь, зародившаяся в 1889 г. в Киевской губернии   авт.)...
4. Брошюра  О самосовершенствовании и о сознании духовного начала , Л. Толстой...
5. Брошюра  Будда  из  Круга чтения  Л. Н. Толстого...
1. Брошюра  Против толстовцев и проч.  Л. Толстой...
2. Брошюра  Кровь , Эмиль Золя...
3. Брошюра  Учение двенадцати апостолов , перевод с греч. Толстого...
4. Брошюры (из серии)  Замечательные мыслители всех времен и народов :  Разум   708,  Свобода   710,  Единение   709...
5.  Брошюра А. Чер-н  У великого писателя  (вероятно, речь о Л. Н. Толстом   авт.)...
6.  Брошюра  Организация курсов для взрослых рабочих , А. Г. Небольсин, СПб 1897...
7.  Книга в переплете:  Сочинения Эркмана-Шатриена. т.2 , издание Ф. Павленкова, СПб 1898 г.    История одного крестьянина    1 экз. с оттиском штемпеля  Народная библиотека А. Герцена при общ(естве) сод(ействия) нач(альному) обр(азованию) в Ярославле ... (Эркман-Шатриен   общее имя двух французских романистов-соавторов   Эмиля Эркмана и Александра Шатриена, писавших на социальные темы. В Герценовской библиотеке проходили собрания представителей фабричных кружков   авт.)
8.  Брошюра  Христианское учение , Л. Н. Толстой...
9.  Брошюра  Избранные мысли Джона Рескина , перевод Никифорова...
10.  Книга: П.-Ж. Прудон  Что такое собственность? , 1907 г...
11.  Книга в переплете: Юлий Литтерт  История культуры ...
Таким образом, мы видим в Павле Флягине молодого рабочего лидера, занятого интенсивным самообразованием, и, вероятно, просвещением своих товарищей (не случайна в его библиотеке  методическая  брошюра А. Г. Небольсина). В сфере интересов самоучки история, философия, сочинения французских социальных романистов. Однако, наиболее выражена анархистская (прежде всего, толстовско-религиозная) тенденция. Впрочем, библиотечка могла быть унаследована Флягиным от Г. Мякотина, и характеризует, скорее, его предпочтения. И здесь возникает новая проблема: как увязать толстовство с анархо-индивидуализмом (несмотря на ряд общих черт, это различные учения) и радикализмом Флягина? С другой стороны, все издания, взятые на квартире Флягина   легальные, а потому они вряд-ли дают полное представление о степени революционности их владельца.
Перечень книг, изъятых у Флягина   самый солидный, как количественно, так и качественно. У других лиц, обысканных в ночь на 1 мая 1910-го г. была найдена преимущественно социал-демократическая периодика, пропагандистские брошюры, открытки с изображением Карла Маркса, Горького, Марии Спиридоновой (последние   с угрожающей надписью:  Я еще вернусь! ). Но культуртрегерская составляющая работы кружковцев, как мы увидим, все же не была для них основной.
Увлечение молодых рабочих идеями непротивленчества вскоре сходит на нет. Как иначе объяснить следующее донесение, датированное 23 декабря 1912 года (19)?
  ... Секретный сотрудник Шорный (сообщает, что) полтора года тому назад (т.е. летом 1911 года) имелось в виду ограбить купца (фабриканта-миллионера   авт.) Сорокина (проживающего на Рождественской улице). Был разработан план ограбления, но все распалось вследствие недостаточного числа вооруженных лиц, согласившихся принять в этом участие. Из числа последних в настоящее время в Ярославле проживают: Павел Флягин и Павел Басаев (рабочий на Табачной фабрике Вахрамеева), остальные выбыли, как то: Иван Васильев Горшков (член Ярославской группы социалистов-революционеров-интеллигентов   авт.), Павел Иванов Чистяков... . Итак, мы видим, что в 1911 году, через два года после основания Мякотинского кружка, боевое ядро его членов не только продолжает существовать, но и готовится к активным экстремистским действиям (в духе самого крайнего максимализма, но никак не умеренного толстовства). Однако, почему Охранное отделение вернулось к рассмотрению агентурных данных полуторагодичной давности? Ответ на этот вопрос дает все тот-же секретный сотрудник  Шорный . 22 декабря 1912 г. он доносит  по начальству :  В Ярославле вновь поселился некий Григорий Мякотин (+), который из с-д. сделался анархистом (индивидуалистом), по его словам в Ярославле имеется несколько человек его единомышленников+  (20). Вероятно, власти опасались, что с возвращением основателя кружка, деятельность  его единомышленников  снова активизируется.
Что-же побудило молодых социал-демократов столь резко изменить свои убеждения, причем в довольно экзотическом направлении? Вполне вероятно, что разгром фабричных организаций эсдэков в 1908 г. привел к значительной радикализации взглядов тех из них, что остались на свободе (например, Флягины). Не зря же ротмистр Гривин, ссылаясь на анонимный источник, называет их  фанатиками . Сама анархо-индивидуалистическая доктрина, видимо, была привнесена вернувшимся из ссылки Мякотиным. Интересно, что именно в 1908 году ссыльные анархисты под руководством Льва Черного (одного из теоретиков анархо-индивидуализма) организуют дерзкий массовый побег, сопровождавшийся  эксами , убийствами и даже... четырехдневным захватом г. Туруханска. В результате большая часть беглецов была убита в перестрелке с карателями на р. Хатанга, а девять уцелевших предстали перед судом в Красноярске.
Можно только предполагать, какой резонанс вызвали действия анархистов среди ссыльных революционеров (о том, насколько были встревожены власти можно судить по масштабу предпринятых ужесточений). Нет ничего удивительного в том, что молодой ссыльный социал-демократ мог проникнуться мрачной героикой анархической авантюры,  идеалами абсолютной свободы. 
Вместе с тем, идеологические пристрастия членов Мякотинского кружка могли быть (и, скорее всего, были) эклектичными. Именуя себя анархо-индивидуалистами, они, несомненно, испытали влияние социал-демократического и анархо-синдикалистского пролетаризма, толстовской религиозности. Таким образом, в настроениях ярославских рабочих-интеллигентов, видимо, отразились все популярные направления  антисистемной  мысли начала 20-го ст., от марксизма до толстовства. В практической деятельности это проявлялось, с одной стороны   как радикальное просвещенчество, а с другой   как сочетание синдикализма (Флягин    сторонник забастовки ) и терроризма (неудавшаяся экспроприация Сорокина).
Таким образом, неудовлетворенность и радикализм Флягиных, вероятно, совпали со свежей струей, внесенной Г. Мякотиным, который до своего отъезда играл роль неформального лидера кружка.
Так или иначе, факт брожения среди ярославских рабочих-социал-демократов в 1909 г. становится очевиден. Интересно, что в кружке состояли по большей части лица, имевшие ранее революционный опыт, притом   представители нескольких крупнейших фабрик (Дунаевской, Вахрамеевской, Карзинкинской (ЯБМ), с некоторым преобладанием работников последней). Это были  осколки  разгромленных фабричных кружков эсдэков.
Г.Н. Мякотин, также как и основная часть кружковцев, принадлежал к слою так наз.  рабочей интеллигенции . Характерно описание внешнего облика кружковцев:   (Мякотин): лет 25-26 (на самом деле   21 год   авт.), роста выше среднего, худощавый, блондин, волосы на голове были курчавые, теперь коротко остриженные, (+) глаза подслеповатые, видит плохо, ходит не торопясь и не оглядываясь, лицо интеллигентное, обращающее на себя внимание по несоответствию с одеждой   самого простого рабочего   старое осеннее черное пальто или тужурка, валеные, а иногда и высокие сапоги и татарская под барашек шапочка ;   (Карцев:) 18-20-ти лет, небольшого роста, черненький, одет как интеллигент   (21) + К маргиналам в кружке Мякотина принадлежал, пожалуй, только переписчик театральных ролей Плотников, что опровергает расхожее (как в марксистской, так и народнической литературе) представление об анархо-индивидуализме как о сугубо эгоистическом, элитарном, асоциальном учении, присущем лишь артистической богеме (тот же В. Д. Ермаков некритически повторяет данный тезис:  Сторонников у приверженцев абсолютной свободы было в России немного   в основном только в среде интеллигенции ).
 Судьба Мякотинского кружка анархо-индивидуалистов после 1912 года не вполне ясна. В дальнейшем имена Мякотина и П. И. Флягина встречаются уже в списках местной организации Партии Социалистов-Революционеров (22). Это, однако, может не означать фактического распада кружка или отхода его членов от анархизма.


Примечания:
1.  Ярославль. История города в документах и материалах , Ярославль: 1990, стр. стр. 331-332.
2. ГАЯО. Ф.912, оп.1, д.99, ч.1
3. ГАЯО. Ф. 912, оп. 1, д. 99, ч. 2
4.  Меньшевики и меньшевизм , сб. под ред. В. Л. Телицына, С. В. Тютюкина, И. Х. Урилова; М.: 1998
5. Цит. по сборнику  Венок Алексею Боровому , издание группы им. А. Борового, М., без даты
6. Ермаков В. Д.  Анархистское движение в России: история и современность , Санкт-Петербург, 1997
7. Об этом см.   В. М. Марасанова, Г. П. Федюк -  Ярославские губернаторы , Ярославль: 1998
8. ГАЯО. Ф.912, оп.1, д. 166
9.  Ярославль, история города в документах и материалах , Ярославль: 1990, стр. 369
10. ГАЯО. Ф. 912. Оп. 1, д.166
11. Там же
12.  Ярославль. История города в документах и материалах , стр. 354
13. ГАЯО, Ф. 912, оп. 1, д. 82, л. 67
14. ГАЯО. Ф. 912, оп. 1, д. 82, л. 60
15. ГАЯО. Ф. 912, Оп. 1, д. 229, л. 7
16. Там же
17. Там же
18. ГАЯО Ф. 912, Оп. 1, д. 320, л. 10,
19. ГАЯО. Ф. 912, Оп. 1, д. 410, л. 6
20. ГАЯО. Ф.912. Оп. 1, д. 405
21. ГАЯО. Ф. 912. Оп. 1, д. 166
22. ГАЯО. Ф. 912. Оп.1, д. 246.