статьи и публицистика

Автономное Действие

Обыкновенный садизм.

Про то, как власть рождает убийц.

 

В мае этого года общественность потряс громкий скандал, связанный с пытками и издевательствами над иракскими пленными со стороны американских и британских солдат. В скандале решающую роль сыграли СМИ. Именно они продемонстрировали всему миру неопровержимые доказательства кошмарных забав победителей, еще недавно на всех углах кричавших об освобождении иракцев от тоталитарного режима Саддама Хусейна и о дарении им долгожданной свободы. Короче говоря, беспредел «освободителей-благодетелей» превысил предельно допустимую концентрацию, и скрывать его стало попросту невозможно.

В большинстве своем американские и британские солдаты-контрактники – это обычные люди, происходящие из небогатых рабочих семей, малообеспеченные или не нашедшие себя в этой жизни, где все тепленькие местечки давным-давно распределены и ожидать милости от сильных мира сего не представляется целесообразным. В большинстве своем это такие же люди, как мы, имеющие свои достоинства и недостатки, комплексы и стереотипы, надежды и мечты. А задумывались ли вы, что делает этих обычных парней и девушек кровожадными маньяками, садистами и убийцами? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: причина превращения человека в зверя кроется в войне, в необычной для мирного человека ситуации, в которой его в любой момент могут убить. Что испытывает солдат во время боевой операции, во враждебном, непредсказуемом, давящем окружении? Страх. Животный страх, разрушающий разум и заставляющий человека принимать иные правила игры, чем те, к которым он с детства привык.

В этом нет ничего странного. Любая война всегда предрасположена к насилию, доходящему до своей крайней отметки – к издевательствам, садизму, жажде крови. История знает бессчетное множество примеров, когда парни в военной форме становились истязателями и насильниками. Так во времена Вьетнамской войны, в марте 1968г., американцы устроили кровавую бойню в деревне Ми Лаи, где убивали даже младенцев. В 1993г. в Сомали солдаты армии США подвергали сексуальным унижениям своих пленников до тех пор, пока их не выдворили из этой страны. И все это не отличительная особенность одних лишь американских вооруженных сил. С теми или иными вариациями так поступали нацистские солдаты во Вторую мировую войну и даже… советские военнослужащие в оккупированном Берлине. По некоторым данным, после войны в Германии родилось два с половиной миллиона детей от победителей. И далеко не всегда – после добровольного сексуального контакта. В подавляющем большинстве случаев это было насилие. Садизм и подавление – характерные черты войны в Чечне, причем жестокостью и насилием отличаются как федеральные силы, так и чеченские боевики. Отрезанные головы и пальцы рук русских военнопленных, изнасилованные федералами чеченские девушки и убитые после страшных пыток мужчины из местного населения – все это мы привыкли видеть по телевизору и читать в газетах.

Однако дело не только в войне. Как объяснить, например, такой распространенный случай, когда простой человек, внезапно наделенный правом распоряжаться другими людьми, начинает вести себя необычно по сравнению со своим привычным поведением? Психологи доказали, что если любому мужчине или любой женщине дать возможность применения силы по отношению к подвластному человеку, этот мужчина или эта женщина силу с очень большой долей вероятности применит. Скорее всего, вы не раз замечали, как ваш приятель или знакомый, выбранный / назначенный помощником учителя в школе или ставший руководителем какого-нибудь мелкого отдела, тут же начинал пользоваться своим положением – порой, в наглой, надменной форме. Если человек получает даже малую долю власти, его поведение меняется, он перестает быть с вами на одной ступени, уже не относится к остальным как к равным. Как говорится, каждый мелкий начальник хочет казаться как можно главнее.

Власть одного над другим неразрывно связана с насилием и подавлением. Государственная власть – это подчинение воли членов общества воле отделенного от общества государственного аппарата. Т.е. мы видим 2 уровня – общество и государство, а значит государство – это не мы.

Доведенная до крайности иерархия, господство, эксплуатация, насилие и жестокость – это явления одного порядка. Вся наша жизнь построена по принципу разделения на бедных и богатых, низших и высших, угнетаемых и угнетателей, жертв и насильников. Вся наша жизнь основывается на страхе, презрении к окружающим, преклонении перед имеющим власть. Что способствует этому? Расистские убеждения, воспитание и разобщенность.

Испытывающий ежедневные унижения со стороны работодателя, ментов и чиновников мужчина нередко срывает накопившуюся злость на жене и детях. Прошедший издевательства военнослужащий жестоко измывается над своими молодыми сослуживцами. Получивший нагоняй от высокого начальства мелкий чиновник «отрывается» на простых гражданах, с которыми имеет дело.

Мы привыкли ползать на коленях перед начальниками, либо проявлять надменность и цинизм в отношении людей с еще более низким социальным статусом и таких же, как мы. Пока к нам не придет осознание того, что государству выгодно стравливание людей между собой, пока мы не предпримем шаги по объединению, пока не начнем действовать радикально и жестко, мы будем оставаться пассивным быдлом, марионетками в руках буржуев, правительства и Церкви. Мы должны быть собраны в кулак и мы должны быть солидарны друг с другом. Время отправить в топку националистические, расистские и религиозные мифы, угнетение и животный садизм! Власть рождает убийц.

 

Роман Рудин,

май 2004.