Нго Ван (1913 - 2005) был вьетнамским активистом, сражавшимся против колониального и сталинистского угнетения своей страны и автором большой работы о Вьетнаме, охватывающей период от 20-х годов до нашего времени. Он интересен тем, что не вписывается ни в какие рамки. Отвергая колониальное угнетение, Нго Ван так же был противником Хо Ши Мина - основателя Коммунистической партии. Он был уверен в том, кто партийная бюрократия, контролирующая государство и установившая тотальный контроль над экономической и политической жизнью страны, не принесет работникам счастье.
Нго Ван родился в 1913-м в Тан Ло, небольшой деревне, расположенной в дельте Меконга, он был последним сыном в многодетной семье мелких крестьян. В 1926-м он переехал в Сайгон, где начал работать:
"Мне было уже четырнадцать, и я постоянно беспокоился об арендной плате, которая была слишком тяжелым бременем для моей матери. Поэтому я схватился на возможность работы в Descours & Cabaud, когда в бухгалтерии появилась вакансия. Меня нанимали за 35 пиастров в месяц, что позволяло мне жить сносно. В то время кули (батраки - прим.) зарабатывали всего 15 пиастров, или максимум 18. Теперь настала моя очередь помогать моей матери...Это был конец моего формального образования, но я продолжал читать все, что мог получить... Я читал запоем книги по науке, истории, философии. Таким образом, однажды я обнаружил труды Руссо. "Деспот - хозяин только до тех пор, пока он - самый сильный... Сила - это единственное, что удерживает его в его положении, и только сила может удалить его.”"
Во второй половине 19 века Вьетнам попадает в колониальную зависимость от Франции. Страна разделяется на три части - колонию Кохинхина (Южный Вьетнам), протектораты Аннам (Центральный Вьетнам) и Тонкин (Северный Вьетнам). Вместе с Лаосом и Камбоджей Вьетнам вошёл в состав Французского Индокитая. К началу 1930-х гг складывается влиятельное национально-освободительное анти-французское движение, возглавляемое Коммунистической партией Индокитая (КПИК, лидер - Хо Ши Мин). В 1931 г. эта партий вступает в сталинский Коминтерн.
Однако, столкнувшись с социальным и колониальным угнетением, Нго Ван примкнул к Левой оппозиции, т.е. к троцкистам, которые находились в состоянии глубокого конфликта со Сталиным и Компартией.
Нго Ван занимался пропагандой и организацией забастовок различных групп рабочих. Все это было незаконно, колониальные власти избивали забастовщиков и бросали их в тюрьмы:
"Репрессии (французских колонизаторов - прим) были настолько велики, что люди боялись использовать такие слова, как Конг Хой (профсоюз) и Тран Дау (борьба). Поэтому я старался, не без трудностей, незаметно для властей объединить большинство кули и водителей грузовиков в своего рода” ассоциацию взаимопомощи " с целью помочь друг другу в случаях смерти, болезни или других несчастий, а также способствовать развитию минимального чувства братства рабов наемного труда. Время от времени тридцать или более из нас осторожно собирались в том или ином доме, под предлогом празднования Дня рождения или свадьбы, или просто званого обеда. (Встреча более 19 человек без предварительного разрешения была незаконной.)"
Нго Ван 18 лет занимался революционной подпольной работой во Вьетнаме. Его несколько раз арестовывали и пытали, причем поступали таким образом и французская колониальная полиция, и компартия Хо Ши Мина (поскольку он выступал против политики СССР). В его в мемуарах есть глава, которая так и называется: "Из одной тюрьмы в другую".
В 1937-м он опубликовал брошюру о Московском процессе 1936 г. (Речь идет об открытых судебные процессах 1936-1938 гг, состоявшихся в Москве над бывшими функционерами компартии, которые в 20-е годы были связаны с троцкистской или правой оппозицией. Их обвинили в сотрудничестве с западными разведками с целью убийства Сталина и других советских лидеров, в организации вредительства в разных отраслях экономики и в других преступлениях - обвинения были ложными. Нго Ван принял участие в разоблачении сталинских чисток). В 1948-м ему удалось сбежать из страны во Францию. Большая часть его товарищей по борьбе была казнена компартией Хо Ши Мина.
Во Франции он работал электриком на заводе Jeumont-Schneider, участвовал в деятельности различных антисталинистских групп. Здесь он познакомился с Софи Моэн, стал спутником её жизни. Здесь же он познакомился с Максимилианом Рюбелем (сторонником синтеза марксизма и анархизма), с которым их связала долгая дружба: после смерти Рюбеля (1996 г.), Нго Ван посвятил ему свою книгу «Maximilien Rubel, une amitié, une lutte 1954-1996». Начиная с 1958-го, эти люди стали ядром коммунистической Группы рабочих Советов, сотрудничавшей с ICO (Information et correspondance ouvrière), основанной Анри Симоном.
Сторонники коммунизма рабочих Советов ратуют за прямую демократию работников, которая реализуется через горизонтальную федерацию Советов. Рабочие Советы составлены из делегатов, избранных на рабочих местах и подлежащих отзыву собраниями трудовых коллективов в любой момент в случае необходимости (согласно решениям собрания). Сторонники коммунизма рабочих Советов выступают против партий и профсоюзов. Партии не устраивают их потому, что предпочитают править вместо автономных собраний трудящихся. Профсоюзы они отвергают, считая, что сделки последних с бизнесом призваны гасить радикальный потенциал работников. Стачки с экономическими требованиями, по мнению коммунистов рабочих Советов, могут быть максимально жесткими, и руководить ими должны рабочие собрания и Советы: это создаст возможности для развития революционного движения, его сознания и (само) организации.
Нго Ван оставался сторонником идей Маркса, но резко отделял себя от большевизма и социал-демократии. Он не принимал идею централизованного управления массами, подчинения массы рядовых партийцев и беспартийных рабочих Центральному Комитету партии. Такая форма организации копирует другие системы угнетения работников, государство и корпорации, и лишь приучает работников к повиновению начальству. А значит, подобными методами нельзя построить общество, свободное от угнетения.
Нго Ван писал:
"...Обнаружив существование Советской Республики Баварии (1918-1919) и Кронштадтского восстания в России (1921), а затем увидев возрождение рабочих Советов в Венгрии в 1956 году, я начал изучать новые революционные перспективы. Это навсегда дистанцировало меня от большевизма-ленинизма-троцкизма. У меня возникло полное недоверие ко всему, что может превратиться в “машину". Так называемые "партии трудящихся" (в частности, ленинистские партии) являются зародышевыми формами государства. Оказавшись у власти, эти партии образуют ядро нового правящего класса и не приносят ничего, кроме новой системы эксплуатации."
Интересы его были весьма разнообразны. Помимо работы и политической деятельности Нго Ван также занимался изучением истории Китая. В 1976 г. он опубликовал историю эзотерических искусств фанг-че, практиковавшихся нонконформистами, уклонявшимися от выполнения обязанностей перед государством.
Выйдя на пенсию в 1978 г, Нго Ван начал работу над книгой, ставшей бесценной для всех тех, кто хочет знать историю Вьетнама: Viêtnam 1920-1945, révolution et contre-révolution sous la domination coloniale. В 1995-м ее опубликовало издательство L’Insomniaque. Затем он переписал книгу на вьетнамский язык, чтобы ознакомить с ней свою страну.
Последняя работа Нго Вана была посвящена крестьянским восстаниям в Китае, их идеям и трагическому опыту. Она называется "Утопия и крестьянские бунты в Китае". Мемуары Нго Вана можно прочесть здесь.
Комментарии
Самый щадящий вариант того
Самый щадящий вариант того что называли социализмом был кубинский и вьетнамский. Куба превращается в обычное капиталистическое государство. Возможно, во Вьетнаме комбинируя китайский и советский опыт удасться создать что-то приемлемое.
Во Вьетнаме и на Кубе были
Во Вьетнаме и на Кубе были массовые репрессии. По данным оппозиции, во Вьетнаме 500 тым человек подверглись репрессяим. Все вьетнамские троцкситы были арестованы или убиты Хо Ши Мином. На Кубе репрессирорвали анархистов. Ничего щадящего в этих режимах по-моему не было. Обычные тоталитарные диктаруры, с государством одной партии, которая все захватила (экономику, политическое пространство) и раздавила всех остальных. Сейчас во Вьетнаме и на Кубе строят капитализм, да.
Nevermore
Разумеется на дядюшке Хо
Разумеется на дядюшке Хо немало крови. Северовьтнамцы победили в результате 30 летней партизанской войны. Возможно, сравнивать масштабы по сравнению со сталинским советским союзом и маоиским Китаем не говоря уже о КНДР. Многопартийным Вьетнам станет нескоро но скорее всего раньше чем Китай.
Добавить комментарий