Во имя Системы: в Донбассе идет война бедных с бедными.

В 15 лет я тоже был анархистом. Ревностным борцом за свободу и социальную справедливость. Свято верил, что без уличных баррикад, коктейлей Молотова и насильственного свержения правительства невозможно достичь всеобщего блага. Главными врагами для меня тогда были вполне конкретные чиновники и олигархи, казавшиеся бездушными злодеями, которые питаются человеческой болью и страданиями. Я верил в то, что достаточно народу восстать против тиранов и мы, наконец-то, заживем. Довольство для всех путем экспроприации. Была энергия. Была вера в народ. Но не было ситуации. Закончил школу. Поступил в институт. Пошел работать. Стал больше читать, общаться и смотреть вокруг. И вот появилась ситуация. Но исчезла поспешность в действиях. Ей на смену пришел «интеллектуально упорядоченный процесс активного анализа, применения, синтезирования и оценки информации, полученной путем наблюдения, опытом, размышлением или коммуникацией». Иными словами, возникло понимание, что жаропонижающим болезнь не вылечить, нужно искать противовирусный препарат. Хотя, порой и без жаропонижающего не обойтись.

Я перестал винить во всех социальных бедах конкретных людей. Тимошенко, Янукович, Порошенко, Ярош, Пушилин, Ахметов, Путин – это отравленные конфеты в красивых фантиках, которые безостановочно выпускает государственная система. Система, живущая в каждом из нас и в каждом из них. За эти конфеты сегодня умирают сотни украинцев, русских и донбассовцев. И умирают не ради того, чтобы остановить страшный конвейер, а чтоб смазать его механизмы своей кровью. Помните, как начинается украинский гимн?  «Ще не вмерла України і слава, і воля, Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля»? Хищная такая улыбочка выходит, не правда ли? Я недавно понял, что государственность Украины – это носферату. Слава «неньки» зиждется не на труде и процветании, а на постоянном противостоянии угнетателям, врагам и оккупантам. Ведь в мирное время украинские граждане особо не любили свою Родину, стремясь быстрее получить европейскую визу и свалить в благословенный Евросоюз, дабы там хлебнуть сытной и культурной жизни. И лишь с появлением внешних и внутренних «загарбників» патриотизм граждан к своей стране расцвел буйным цветом. И что же получается? Чтобы жить, украинскому государственному носферату нужна кровь. Стреляя в сепаратистов на востоке, украинцы как никогда чувствуют свое единство, величие и национальную гордость. Так почему и дальше не самоутверждать себя, как нацию, подобным способом? Благо рядом донбасские ватники и Россия. А там и еще кто-то. Главное «славу» и «волю» как можно чаще кровушкой подпитывать, чтоб «не вмерла».

А тем временем Система живет и крепнет. Та самая, семена которой к нам занесло еще ветром Перестройки. Та самая, что почти 30 лет пускала корни в умы наших соотечественников и взросла буйными побегами коррупции, террора и авторитарности. Основа этой Системы - потребительство, накопительство и эгоистический индивидуализм. По долгу журналисткой работы приходилось общаться со многими – чиновниками, милицией,  рабочими, интеллигенцией, богемой, олигархами. И это были практически одинаковые люди, в которых было намешано все – и доброе, и злое, и благородное, и низкое. В каждом из них, как и во мне, Система в той или иной мере пустила корни. Например, Виктор Федорович, которого так любили демонизировать еще полгода назад национально сознательные украинцы. Право, ну какой из него деспот и диктатор? Это обычный человек, без особых лидерских способностей, вынесенный пиар-технологами и олигархическими кланами на вершину социума. Да, у него были навыки и умения управленца, но без тотальной коррупционно-бюрократической среды, он бы не смог подняться выше уровня директора автобазы. Именно среда, в которой он работал, позволила ему ощутить себя рыбой в воде, а позже и превратиться в акулу. Среда, которая едва-едва всколыхнулась после Евромайдана, окрасилась красным и снова заполнила все уголки украинского общества.

Вы думаете, что Система присуща лишь бизнесовой и чиновничьей среде? Тогда давайте о шахтерах. Вместо того, чтобы проявлять солидарность и вместе решать вопросы по загазованности выработок, они… надевают полиэтиленовые пакеты на датчики метана. Зачем? Чтоб больше добыть угля. Чтоб больше получить денег. Чтоб купить жене шубу, себе новую «плазму», а детей отвезти на море. Понимаете? Личные интересы ставятся выше изменений Системы. Причем личные интересы в условиях бедности. Многие наши рабочие не верят в то, что Систему вообще можно изменить. Для них Янукович или Ахметов – это одновременно и эксплуататоры и примеры успешных людей. То, кем может стать любой, абы была «продуманность» и представился случай. Предыдущие 15 лет олигархов в Донбассе одновременно и ненавидели, и стремились достичь того же успеха, что и они. Время рыночных отношений породило страшные модели мышления в головах донетчан и луганчан. Годами они хотели стабильности в своем депрессивно индустриальном регионе, а когда олигархи начали ремонт их клетки, дабы они не сбежали, то приняли это за процветание. Они приняли правила Системы, создавшей не только среду для выживания, но и видимость стабильности. И отвыкать от нее уже никто не собирается, потому что так привыкли. И это касается не только жителей Донбасса, но и Киева, и Галичины. Они все хотят, чтобы было, как раньше. Девочки – гулять возле Донбасс-Арены и по Крещатику, мальчики – липовых дипломов и тачку в кредит, токари – левых заказов, заробитчане – не платить налоги с полученных «зарплат» в Италии.

Или кто-то, думает, что Система падет с приходом ДНР или России? Отнюдь. У меня уже давно назревает вопрос к новой донбасской власти: «Кто и как будет управлять системой нового государственного образования на территории Донбасса?» Кто воюет – вижу, а кто будет собирать налоги, распределять бюджет и выплачивать «социалку»? Мне почему-то кажется, что все те же люди, что и были при украинской власти.  Те же работники исполкомов, СОБЕЗов и иных госфондов. Люди, которые работали в нищете годами, научились брать взятки «в меру», выживать и поддерживать эту систему. Их можно запугать, заставить или ограничить запретами, но рано или поздно они снова начнут создавать Систему. Как и те, кто несет им барашков в бумажке для ускорения процесса, как и те, кто захочет дома новую плазму, детей на отдых, жене – шубу. Потому что никто из ДНР не говорит, как победить бедность и какие изменения нас ждут в трудовой и бытовой жизни. Мы перейдем на российский уклад жизни? А разве чем-то принципиальным русские отличаются от жителя Донбасса? Там нет взяток? Там машинисты тепловозов не продают налево сэкономленное топливо, и их не покрывает начальство за откаты? На этом покоится массивное тело нашей общественной и внутренней государственности. Как там говаривал Салтыков-Щедрин: «Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу — пьют и воруют». Попытки это искоренить в истории наших стран были, но, знаете ли, всегда найдется тот, кому будет легче управлять толпой, а не обществом образованных людей. Управлять не ради общественного процветания, а ради себя. Потому что так говорил нам телевизор, убеждала реклама и делали коллеги по работе. Тогда нам вновь напомнят «как отлично варили самогон во время гражданской войны» и «вооружат любителей острого словца анекдотами, высмеивающими наше настоящее и будущее».

Государство в нас самих. И без революции в голове Евромайданы, Антимайданы, ДНР, ЗУНР, «давайте жить в России» и «Самодостатня Україна» обречены на провал. Да, можно по городу развесить русские триколоры (как это произошло в Горловке 17 июня), перейти на российские рубли и сбивать украинские СУ-25, но что от этого поменяется в будничном поведении людей? Может, кто-то думает, что сердца людей наполнит гордость за русскую нацию, а это приведет к тому, что они перестанут мечтать о дорогих машинах и отдыхе в Анталии? А они будут об этом мечтать. Потому что своя рубашка ближе к телу. А раз так, то грош цена всем лозунгам о справедливости, равенстве и достатке. Все это достигается переубеждением, а не страхом. Я уже не единожды говорил, что события на Юго-Востоке – зеркальное отражение событий в Киеве. Только в более трагическом варианте. Увы, мне видится, что и последствия могут оказаться теми же. Если ополченцы выстоят и добудут независимость Донецкой и Луганской республик, то вряд ли стоит ждать чего-то хорошего от экономики. Одно дело воевать, иное – жить мирно. Ведь сырье для наших металлургических заводов останется на юге Украины. А поставки продукции… ведь они осуществляются через украинские железные дороги и порты. И об этом мало кто сегодня думает. Главное победить «бандерлогов», а там уж заживем. И даже, если ополченцы не остановятся и пойдут на Харьков, Одессу и Киев, то в конечном итоге они не получат мира и процветания. Они получат…  ответную партизанщину. Может, против них пойдет меньшинство, но и этого будет достаточно для затяжной войны, которая уничтожит нашу экономику и ввергнет Юго-Восток в голод и нищету.

Правители Новороссии не говорят о том, как мы будем  жить в мирное время. Какие будут законы, какие порядки и куда повернется общество. ДНР сегодня – это исключительно военная структура, которая не желает отвечать на экономические вопросы. Повторяю это уже в сотый раз. И это интересует тысячи и тысячи жителей Донбасса. Все попытки ДНРовской национализации предприятий привели к громким провалам. Что такое национализация, по мнению ополченцев? Приехать, разгромить офис, забрать документацию, сейф, машины и уехать. Да, ДНР сейчас занимается борьбой с наркоторговлей, игровыми автоматами, криминальными авторитетами, а также выступает за сокращение продажи алкоголя и закрывает протестантские секты. Так делается в Горловке. Но при этом все это осуществляется по законам военного времени – методом принуждения и погромов. Получается так, что в Украине сохранено больше прав, свобод и законов, чем у нас – так страстно желавших уйти от национально сознательного беззакония. Хотя опять же – там нет войны, и там над головой не летают штурмовики. Разумом это можно понять. Но бегущим в Россию беженцам этого не объяснить. Пока они не видят обещанного ДНР порядка.

Так почему я заговорил о зеркальном отражении? Потому что торжество Системы можно уже лицезреть в Киеве. Мы же все хорошо помним, что поздний Майдан стоял не столько за евроинтеграцию, сколько против Януковича и его семьи, грабящей и ввергающей в коррупционное мракобесие Украину. В этом процессе приняли участие даже анархисты – Народный Набат. Которые стреляли в милицию и так рьяно жаждали самоуправления, самоорганизации и социальной революции. Ну вот – свергли. Выбрали нового Президента. И что? Получили то, чего так страстно желали? Вот что 13 июня написал далеко не опальный экс-регионал Сергей Тигипко: «То, что происходит сегодня в налоговом ведомстве, вызывает серьезные опасения. Ситуативные назначения на ключевые должности не дали результатов, повторные назначения - тоже. При этом никаких позитивных изменений не происходит, львиная доля украинской экономики продолжает находиться «в тени». Вместо реальной борьбы с коррупцией мы видим только ее имитацию. Конвертационные центры как работали, так и работают, бизнес продолжают «душить» проверками и взятками, анонсированные НДС-облигации государство сможет выпустить не раньше августа, хотя обещало это сделать до конца мая. Обескровленный подобными действиями бизнес может окончательно потерять веру в перемены к лучшему».

Пока мы хотим «как прежде», Система бессмертна. Не иначе - Дракон из знаменитой пьесы Евгения Шварца. Как говорил Бургомистр: «Слушайте вы, любезный! Больше, чем предложено, не получите! Вы, очевидно, хотите пай в наших предприятиях? Не выйдет! То, что нагло забирал дракон, теперь в руках лучших людей города. Проще говоря, в моих, и отчасти — Генриха. Это совершенно законно. Не дам из этих денег ни гроша!». За призывами убить в себе Дракона Януковича, мы получили национального Дракона Порошенко-Коломойского. И я уже вижу первые ростки фашизма. Не нужно, не кричите, что меня зомбируют российское телевидение. Я вполне трезво могу различать фашистов, националистов, либералов и гопников. Намедни прочитал интервью заместителя губернатора Днепропетровской области Геннадия Корбана. Очень уж эта личность напомнила Его Превосходительство Беннито Квадратного, который возглавлял семь министерств Италии, да еще и премьер-министрововал. Как помните Муссолини ликвидировал практически все ограничения на свою власть, строя таким образом полицейское государство. По его приказу на Сицилии была предпринята достаточно удачная попытка разгромить мафию, при этом осаждались города, применялись пытки, женщин и детей держали в качестве заложников. И что же я читаю у пана Корбана о том, как он наводил порядок на Днепропетровщине? «Шла кропотливая работа, мы пытались всех услышать, сами говорили. Подбрасывали деньги. На Востоке есть принцип: "Правитель должен в себя влюбить. Если кого-то не можешь влюбить - должен его купить. Не можешь купить - должен убить". Это правило работает. Кого-то мы влюбили, кого-то - купили, а кого-то и убиваем. <…> Надо объявить военное положение, назначать военную комендатуру - и убивать. Как человек, достаточно близкий к войне и разговаривающий с ополченцами по тем или иным вопросам, я понимаю, что просто так они оружия не сложат».

Сейчас очень многие в Украине и Донбассе хотят мира. Да, он нужен и как можно быстрее. Но я постоянно задаю себе один и тот же вопрос: «А как мы будем жить дальше?». Так же как и жили – с Системой в сердце, но уже с Корбаном-Ляшко-Пушилиным-Бородаем? Я не знаю ответа на вопрос: «Что делать?». Донбасс оказался зажатым между русской Сциллой и украинской Харибдой. Между Совдепом и Госдепом. Да и прохождение между ними не гарантирует Донбассу окончания долго плавания к своему довольству. Остается только вспомнить мудрые и горькие слова князя Кропоткина: «Вы не хотели социализма, так у вас будет война. Война продолжится тридцать лет, если новая революция не положит конца этому бессмысленному и гнусному положению. Но заметьте: третейский суд, политическое равновесие, отмена постоянных войск, разоружение — всё это красивые мечты, не имеющие никакого практического значения. Только революция, которая пересоздаст весь промышленный строй и сосредоточит в руках производителей общественные богатства, орудия и машины, положит конец этим войнам из-за рынков».

Сегодня в Донбассе идет война бедных с бедными. Не против, а во имя Системы. Люди не собираются менять свой уклад жизни. Да, мы можем свергнуть олигархов, но сможем ли мы убить олигархов в себе? Каковы гарантии того, что пришедшие управлять предприятиями и новым государством смогут подавить в себе желания мира рыночных отношений? Идет война и, может, не время думать о внутреннем, когда враг у ворот. Согласен. Но будет ли после войны Новый мир?

.

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад