Герберт Маркузе

Почему убийство в Миннесоте привело к массовым протестам в США: интервью с Джорджем Катсификасом

Джордж Катсификас

Джордж Катсификас - в прошлом активный участник протестного движения в США 1960-70-ых годов, сейчас - преподаватель Технологического университета в Бостоне. Катсификас - ученик Герберта Маркузе, автор многих книг.

Мы задавали Катсификасу вопросы о протестах в США мая-июня 2020 года, а также интересовались у него и другими оппозиционными движениями, поскольку он профессиональный социолог, много лет изучающий протестные движения в разных странах мира.

Историческая ошибка анархистов

Просматривая контент анархистских пабликов, преимущественно американских и западноевропейских, со временем отметил одну важную деталь. Каждый раз, когда авторы статей и видео говорят об угнетенных, они говорят о меньшинствах. Когда заходит речь о тех, кого эксплуатирует капитализм - в первую очередь припоминают бездомных. Вспоминают тех, кого душит доминирующая культура — значит речь о ЛГБТ. Когда ведется разговор про государственный контроль — то в контексте ущемления мигрантов.

Другими словами, про угнетение и эксплуатацию говорится исключительно в контексте того, что они их испытывают небольшие маргинальные группы.

Социальное творчество: Фрейд и Маркс

Когда говорят, что для Фрейда вся вселенная подвешена на одном гвозде, имя которому "сексуальное", это не вполне верно. Фрейд говорит о конфликте между Эго и ИД (бессознательным), между принципом удовольствия и принципом необходимости, как об определяющем конфликте человека. Люди вынуждены взаимодействовать, производить вещи, формировать общество и определенные правила взаимного поведения, чтобы выжить. Поэтому они не могут легко достичь разрядки сексуальных импульсов.

Герберт Маркузе в 1968 году: о системе Советов и рабочем классе

Герберт Маркузе

Герберт Маркузе - один из крупнейших радикальных философов XX столетия, сторонник социализма. Во время революционных событий 1968 года он выступил с изложением своих взглядов о будущем. В то время имел место мощный подъем движения наемных работников в Италии и Франции, где трудовые коллективы проводили решительные забастовки, захватывая в свои руки промышленные предприятия. Так же имели место другие формы активности. Маркузе критикует марксистско-ленинскую идеологию, партии, централизм и парламентаризм. Маркузе выступает за общественную организацию в духе децентрализованных автономных идейных групп и независимых от партий Рабочих Советов.

Реиндустриализация Америки набирает темп

Для США и некоторых других страна Запада в последние несколько десятилетий характерно явление, которое принято называть деиндустриализацией. Это перенос производства в развивающиеся страны. Если США, Япония, Англия и Франция стали донорами, то Бразилия, Мексика, Индия, Вьетнам, Индонезия, Филиппины, и, самое главное, Китай, - получателями современных промышленных производств. Так, дешевизна труда превратила Китай в мировую фабрику, где производится половина или треть всех электроприборов и изделий текстильной промышленности в мире, тогда как США потеряли значительную часть своей индустрии (в особенности, легкую промышленность).

Герберт Маркузе: «Природа и революция»

Новая историческая модель грядущей революции, вероятно, лучше всего отражается в роли, которую играет новая чувственность в радикальном изменении «стиля» оппозиции. Это измерение я описал в общих чертах в моём «Эссе об освобождении»; здесь же попытаюсь указать, что же, собственно, тут поставлено на карту, а именно: новые отношения между человеком и природой — его собственной и внешней природой. Радикальная трансформация природы становится составной частью радикальной трансформации общества.

Герберт Маркузе: «Репрессивная толерантность»

Публикуем одну из самых спорных политических работ великого леворадикального философа Герберта Маркузе. Эссе написано в 1965году, его критики увидели в нём атаку на идеалы свободы слова, а многие из новых левых — обоснование для отказа от дискуссий и дебатов.

Герберт Маркузе: «О понятии отрицания в диалектике»

Я полагаю, мы все согласимся, что определение содержания нынешнего периода истории и особенно развития позднего капитализма в изначальных и даже в развитых понятиях марксовой теории натолкнется на известные трудности. Точнее, их можно определить таким образом, но это приведет нас к новым затруднениям.

Герберт Маркузе: «Конец утопии»

Сегодня любая форма конкретного мира, человеческой жизни, любое преобразование технического и  природного окружения представляет собой возможность, и положение этой возможности является историческим.

Герберт Маркузе

Маркузе

Один из самых ярких философов 20-го века. Исследовал вопросы отчуждения человека в индустриальном обществе, существующих репрессивных механизмов, корни появления фашизма и тоталитаризма, активно обращался к негативной диалектике как критической теории.  

Герберт Маркузе: краткий путеводитель по взглядам философа

В 1965 году философ и социолог Герберт Маркузе придумал термин «репрессивная толерантность», обозначающий своеобразный способ угнетения. Эта идея актуальна и по сей день. Маркузе, как и многие левые радикалы 60х, строил свою карьеру, критикуя фашизм с мавзолея психоаналитики. Книга австрийского психолога Вильгельма Райха «Психология масс и фашизм», пожалуй, является классикой этого жанра.

Михаэль Дорфман: «Маркузе возвращается»

Лет 40 назад имя Герберта Маркузе (1898-1979) ставили рядом с Карлом Марксом, считали его одним из величайших философов ХХ века. Его книга «Одномерный человек» стала библией молодёжных протестов, напугавших как капиталистический Запад, так и социалистический тогда Восток.  Связанные с именем Маркузе протесты «бурных 1960-х» захлебнулись в пучине потребительского общества. Революционное поколение оказалось способным лишь на воспроизводство уродливой модели корпоративного «свободного рынка». Гражданин был на время низведён до потребителя. Имя философа современной революции поспешили похоронить. Никого не устраивала его знаменитая мысль: «В конце каждой конкретной философии стоит общественное действие». Теперь пришло время вернуть идеи Маркузе в общественный дискурс.

Герберт Маркузе: «Конец утопии»

Публикуем перевод статьи Герберта Маркузе - крупнейшего леворадикального теоретика 20 века, немецкого и американского философа и социолога, представителя Франкфуртской школы, одного из идеологов движения Новых левых.

"Сегодня любая форма конкретного мира, человеческой жизни, любое преобразование технического и природного окружения представляет собой возможность, и положение этой возможности является историческим. Сегодня мы способны превратить мир в ад, и мы уже на пути к этом у . Мы так же способны превратить его и в противоположность ада. Это означало бы конец утопии, то есть опровержение идей и теорий, использующих понятие утопии с тем, чтобы выступить с осуждением определенных социально-исторических возможностей. «Конец утопии» также может быть понят как «конец истории» в том смысле, что новые возможности человеческого об щества и окружающей его среды нельзя больше считать ни продолжениями старого, ни даже существующими с ними в одном и том же историческом континууме.

Авторские колонки

ДИАна - Движени...

Для анархистов вопрос экономики был и остаётся довольно сложным. Недостатки капитализма и государственного социализма видны невооружённым взглядом, но на вопрос о том, как может быть иначе, мы зачастую отвечаем или несколько оторванными от реальности теориями, или...

2 месяца назад
4
Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

3 месяца назад
23

Свободные новости