5 лет митингу на Болотной: день, который изменил Россию

В ходе акции протеста 6 мая 2012 года случился один из самых жестких разгонов демонстрантов в новейшей истории России. Ее участники - о том, как все было и о последствиях для страны. 6 мая 2012 года в Москве на Болотной площади планировалась мирная демонстрация. Акция, главными требованиями которой были честные выборы и перемены в стране, прошла за день до инаугурации президента Владимира Путина. Однако еще до официального начала акция переросла в настоящее побоище между полицией и участниками. Десятки человек были ранены, около пятисот задержаны, свыше тридцати стали фигурантами уголовных дел, многие уже отсидели реальные сроки.

Участники тех событий считают, что это были не столкновения с полицией, а жестокое избиение протестующих бойцами ОМОНа, спровоцированное властями. Случившееся 6 мая во многом повлияло на сознание россиян, изменило страну и стало причиной ужесточения политических процессов в России, уверены участники акции.

Из-за чего начался разгон митинга?

Схема проведения шествия и митинга на Болотной площади была полностью согласована с московской мэрией. Однако уже на месте участники акции увидели, что схема оказалась изменена: полиция полностью перекрыла сквер на площади, и для прохода к сцене остался лишь небольшой участок набережной. Образовалось так называемое "бутылочное горлышко".

"Мост оказался заполнен людьми, и они не могли пройти к месту проведения митинга. Из-за этого лидеры приняли решение начать сидячую забастовку", - рассказывает DW Алексей Полихович, который позднее был приговорен к трем с половиной годам лишения свободы.

"Участники акции, которые подходили сзади, ничего о забастовке не знали и продолжали напирать. В какой-то момент из-за огромного количества людей, которым просто некуда было деваться, оцепление из солдат внутренних войск просто прорвали. Это позволило полиции начать разгон", - добавляет Полихович. "Это было скорее избиение полицейскими участников акции, которые слабо пытались сопротивляться", - подчеркивает в интервью DW Мария Баронова, уголовное преследование которой было позднее прекращено по амнистии.

"После возникновения конфликтов никто не пытался вступить с нами в переговоры. Думаю, у них была задача организовать такую ситуацию, спровоцировать и начать разгон", - указал в интервью DW еще один участник тех событий Алексей Гаскаров, который отсидел в тюрьме полный срок в три с половиной года. В тот день и Гаскаров, и Полихович сомневались, идти ли им вообще на этот митинг, который позднее так дорого им обошелся.

"Я подошел на роль организатора беспорядков"

"Я попытался противодействовать полиции в задержаниях, пытался не давать избивать людей, но позднее меня задержали", - продолжает Полихович. "Все, что мне предъявили в качестве обвинения, - это то, что я потянул полицейского за руку, когда он задерживал человека", - объясняет Гаскаров. Он уверен, что в итоге его осудили потому, что для властей он хорошо подходил на роль организатора беспорядков: "Активный участник антифашистского движения, моя деятельность по защите Химкинского леса, для них все это сложилось в единую картинку".

Определенную роль в столкновениях 6 мая сыграли провокаторы в черных масках. После начала столкновений с полицией они бросали в бойцов ОМОНа куски асфальта, горящие файеры и также периодически нападали на полицейских, срывали с них защитные шлемы.

Однако Алексей Гаскаров уверен, что не эти люди стали причиной произошедшего, они вмешались позднее: "На таких акциях всегда есть те, кто придерживается более радикальных взглядов, чем все остальные, но их единицы, десятые доли процентов. Когда все началось, они вступили в конфликт. Но это не повод, чтобы всех остальных лишать права на свободу собраний".

Официальная позиция российских властей состоит в том, что некоторые участники акции изначально готовились к силовому сценарию и призывали в ходе нее к массовым беспорядкам.

Зачем власти понадобился силовой сценарий?

Участники той демонстрации убеждены, что на момент ее проведения российские власти не знали, как прекратить постоянные массовые шествия. "Несмотря на то, что выборы прошли, количество людей на митингах сократилось несильно. Власть боялась, что политический протест рано или поздно соединится с экономическо-социальным и для нее это будет уже совсем катастрофа", - полагает Алексей Гаскаров.

Он уверен, что именно для подавления митинговой активности был выбран силовой сценарий, и было создано "болотное дело": "Именно поэтому судили столь разных людей. Они хотели запугать, показать: кем бы ты ни был, ты все равно можешь оказаться под следствием".

С Гаскаровым в интервью DW соглашается еще один участник демонстрации Алексей Шичков, который не был задержан: "Они понимали, что пора прекращать многотысячные митинги. Что, мол, хватит бунтовать, мы и так слишком часто вам это разрешали".

Переломный момент для страны

Участники событий на Болотной площади констатируют, что итогом той акции и протестного движения того времени стоит считать последовавшее закручивание гаек со стороны властей. "Были приняты так называемые антиэкстремистские законы, введена цензура в интернете, когда люди боятся, что их посадят за ретвит или репост", - говорит Мария Баронова.

Власть стремится сделать население апатичным, добавляет она: "Протестное движение деморализовано, люди не верят в эффективность митингов. Цель власти в том, чтобы люди ничего не делали и сидели дома. Это уничтожает любые социальные институты, не связанные с властью. Никто не верит ни в митинги, ни в выборы, вообще ни во что".

"Это была некая развилка. Правительство могло пойти навстречу прогрессивной части общества, начать реформы, запустить либерализацию и экономический рост. К сожалению, был сделан другой выбор, силовой: удержать власть, задавить несогласных, выдавить за границу, и так далее", - объясняет Алексей Гаскаров.

Алексей Полихович и Алексей Гаскаров заверили DW, что не жалеют о том, что пошли на тот митинг. Полихович работает сейчас в правозащитном проекте "ОВД-Инфо" и помогает тем, кого преследуют по политическим мотивам.

Гаскаров занимается экономическим консалтингом, от правозащитой деятельности отошел, помогает только, "когда к нему обращаются". Мария Баронова стала координатором "Открытой России" и одним из главных действующих лиц в команде Михаила Ходорковского. Расследование по "болотному делу" все еще продолжается, часть фигурантов остается под следствием.

Данный текст не отражает позиции редакции сайта AVTONOM.ORG 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

4 недели назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад

Свободные новости