Джокер

Кинолента Джокер - мастерская работа режиссера Тодда Филлипса. Психически больной Артур Флекс живет дома с пожилой мамой и работает комиком - за низкую зарплату и подвергаясь постоянным унижениям со стороны коллег и начальства. Кончается все взрывом.

Игра актеров, среди которых такие мастера, как Роберт де Ниро и Гленн Флешлер превосходна, но Хоакин Феникс, исполняющий главную роль, завораживает. Его смех вызывает боль - душевную и физическую - у зрителей. Для съемок актер похудел на 24 кг, его странное, болезненное тело с выпирающими ребрами, говорит само, дополняя или даже перекрывая устную речь.

Драма разрушения (общества, личности, сознания) выглядит душераздирающе. Безысходный путь из ниоткуда в никуда, очередное путешествие на край ночи.

Можно посмотреть на происходящее и под другим углом. Это не только личная, но и социальная драма. Путь главного героя выглядит так: психушка - амбулаторное лечение - срыв - психушка. Срыв происходит в частности (хотя и не только) потому, что он перестал получать бесплатные медикаменты - в городе начался неолиберальное урезание социальных расходов. Сократили работников социальных служб, а заодно перестали выдавать больным лекарства. Кстати, все события развертываются на фоне забастовки мусорщиков - город завален дерьмом. На таком фоне идет избирательная кампания богатейшего из граждан Нью-Йорка (простите, Готтэма), который объясняет, что все беды от лузеров, не способных найти себя в этом мире.

Тодд Филлипс говорит совершенно ясно и недвусмысленно: капитализм вообще невозможен для жизни. Это чудовищный мир. Чудовищный по двум основным причинам: во-первых, это мир для богатых, в котором громадная часть общества обречена на бедность и страдания, во-вторых, это атомистический мир конкуренции, в ходе которой безжалостно растаптывают проигравших, слабых или инакомыслящих, мир, в котором все противостоят всем, мир, в котором царят насилие и холод.

Попытка главного героя обратиться к своему отцу (то ли настоящему, то ли придуманному), со словами, что ему (Артуру) нужны не папины деньги, а любовь или хотя бы сочувствие, заканчивается предсказуемо - ударом по морде. "Я думал, моя жизнь - трагедия, а то была комедия!" - восклицает Артур, обнаруживая, наконец, реальность. Он окружен монстрами, передвигающимися среди иллюзий. Его роман с соседкой был плодом его больного воображения, его мама... впрочем, нет смысла и продолжать.

Капитализм (я намерено говорю именно в таких терминах, поскольку кинолента намеренно делает акцент на социально-классовые отношения) порождает безумие. Но с другой стороны, восстать против системы могут лишь безумцы, способные на разрушительное, но бессмысленное и хаотичное насилие, так что для них все закончится в полиции или в психушке. Круг замыкается. Система порождает взрывы безумия, которые только и могут вызвать протест. Протест - хаотичный и кровавый - заканчиваются восстановлением системы.

Фильм оставляет легкое недоумение. Если все так, тогда почему только безумцы могут выступать против данной системы? Зачем нужно такое общество? Тогда логичнее посвятить себя поиску более разумной и жизнеспособной альтернативы, полной тепла. Хотя, возможно, писатель (режиссер?) - скорее прибор для измерения состояния общества, нежели инструмент для его изменений (с).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Чудовищный новый формат фейсбука, навязанный 2,7 миллиардам пользователей, вызвал множество нареканий. Но это только верхушка айсберга.  Самое главное - не внешний облик, а нарастающая цензура. The Economist - мейнстримное английское издание - недавно опубликовал об этом большой материал....

1 месяц назад
Николай Дедок

Самоорганизация - стержень беларуской революции. Она же - один из основных принципов анархизма. Представляю вам плод долгой коллективной работы - меня и товарищей, перевод ролика "Organize: for autonomy and mutual aid" от американского революционного коллектива Submedia. Мы это долго...

1 месяц назад
1

Свободные новости