Иран: из искры разгорелось пламя

Иран

Повышение цен на бензин в Иране вызвало протесты по всей стране... Но еще раньше людей всколыхнула смерть поэта Хасана Хейдари. Из искры разгорелось пламя...

Протесты идут с 11 ноября. В настоящий момент они охватили уже более 65 городов. Люди перекрывают трассы, жгут портреты духовного лидера (фактического правителя Ирана) Али Хаменеи, скандируют лозунг "Смерть диктатору!". Они также поджигают государственные банки и другие учреждения. Но началось все не с повышения цен на топливо (бензин и газ), а с таинственной смерти арабо-иранского поэта Хасана Хейдари. Смерть поэта в городе Ахваз (возможно, он был отравлен, по крайней мере, об этом заявили местные жители) стала той искрой, из которой разгорелось пламя - первыми вышли на улицы поклонники его творчества, родственники и друзья. Они .

Но основная масса протестующих вышла на улицы в результате повышения цен на топливо. Протесты вспыхнули по всему Ирану после того, как правительство неожиданно объявило, что оно нормирует бензин и повышает его стоимость. По меньшей мере два человека были убиты. Цены выросли, по крайней мере, на 50% в пятницу, поскольку субсидии на бензин были сокращены. Власти говорят, что хотят получить дополнительные средства, чтобы помочь бедным. Однако . Повышение цен на топливо ударит по всему населению Ирана, приведя к удорожанию перевозок продуктов и других товаров, то есть, к скачку цен.

Государственное информационное агентство Irna сообщило, что были столкновения с полицией, когда протестующие напали на склад топлива и попытались поджечь его. Уже появились убитые и раненые. Протесты охватили в том числе столицу страны, Тегеран, а так же Керманшах, Исфахан, Тебриз, Карадж, Шираз, Йезд, Бушер, Сари и др. Полиция применила оружие.

Важную роль во всем происходящем сыграли американские санкции, введенные Трампом против Ирана в 2018 году. Они привели к резкому спаду в экономике Ирана, в четыре раза увеличив годовой уровень инфляции, заставили бежать иностранных инвесторов, вызвали рост безработицы, и, в конце концов, стали причиной протестов. Уровень безработицы в Иране достигает сегодня 15 процентов, но среди молодежи безработица может быть в два раза выше.

Вспышка протестов могла быть так же вызвана событиями в соседнем Ираке, где сотни тысяч людей протестуют с первого октября, требуя работы и предоставления им качественых коммунальных услуг. Как и в Иране, большинство населения Ирака - мусульмане-шииты. Мог сработать механизм подражания: "Они смогли, а мы - нет?".

Интересно, что участники событий в Ираке выдвигают в качестве одного из требований уход из их страны Ирана, прежде всего, его вооруженных формирований, и отказ от вмешательства в дела Ирака. Кому-то это покажется странным, но протестующие иранцы поддерживают те же самые требования. Иранцы не хотят тратить миллиарды долларов налогоплательщиков на поддержку про-иранских вооруженных ополчений в Сирии, Ираке, Ливане, Йемене и Палестине. Поэтому один из главных лозунгов протестующих звучит так : "Ни Газа, ни Ливан, жизнь отдам лишь за Иран!". Этот лозунг можно рассматривать как националистический, но одновременно он является антивоенным и отражает социально-экономические требования - люди хотят, чтобы их деньги тратили дома на больницы, школы и дешевое жилье. При всей спорности того, как это сформулировано, такая позиция является глубоко продуманной. Вместо имперского угара, понимание того, что деньги бедного или небогатого населения нельзя тратить на войны в чужих краях.

Насколько велика вероятность превращения этих событий в социальную революцию? С одной стороны, судя по лозунгам протестующих не очень велика - они требуют лишь снижения цен и ухода руководства страны. С другой стороны, в ходе забастовок прошлого года, по некоторым данным, часть рабочих создавали на предприятиях нечто вроде Советов.

Современный аналитик, пишущий о ситуации в Иране, симпатизирующий германо-голландскому коммунизму рабочих советов, Фредо Корво, отмечает следующее в своих заметках о событиях 2018 года:

"... На заводах проходили всеобщие забастовочные митинги, а также шли уличные демонстрации, к которым присоединились рабочие с других заводов и безработные. Были представители, которых по крайней мере терпели, возможно, избирали на собраниях забастовщиков. Размер обеих компаний - в каждом случае сотни, возможно тысячи рабочих - создал критическую массу, которая обеспечивала защиту от репрессий... Совершенно неадекватно было бы отмахиваться от этого развития... За этой стихийностью скрывается годичный процесс в рабочем классе в целом, в ходе которого рабочие индивидуально и в тщательных дискуссиях размышляли о своих собственных интересах в ситуации экономического кризиса, военных действий и пропаганды реформистских и фундаменталистских [исламистских] фракций [режима]. Оказавшись в движении, развитие пролетарского сознания сделало огромные скачки. Тот факт, что некоторые лозунги были признаны лучшим выражением интересов класса, может быть объяснен только из этого предшествующего процесса. Именно таким образом класс фактически подпитывает позиции малых групп из которых впоследствии будет производить партию."

Корво является противником ленинизма. Под партией здесь понимается, вероятно, не централизованная организация, командующая работниками, а, скорее, идейное организованное ядро протестов, борющееся за власть органов самоуправления на предприятиях - рабочих советов. Прав Корво или нет, покажет время. Мне его ожидания кажутся завышенными.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

1 месяц назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад

Свободные новости