Любимые философы

Хайдеггер мистичен и поэтичен, его тексты иногда похожи на стихи или загадочную мантру. Он предупреждал об опасностях разрушения окружающей среды, агрессивном милитаризме и индустриальном наступлении на мир. Человек - всего лишь присутствие среди вещей. Но его практичный ум (исчисляющий, калькулирующий) и воля стремятся подчинить вещи себе, нарушая хрупкое равновесие мироздания, баланс между светом и тенью, жизнью и смертью, словом и тишиной. Лучше человеку думать о себе, как о том, кто стоит в просвете, на лесной поляне среди вечных вопросов, вслушиваясь в звуки мира. Простота и открытость, осторожные легкие шаги, восприятие вещей такими, какие они есть, а не в виде предметов, необходимых для хозяйства и войны - вот цель. Роза цветет "без почему", она пребывает в своем цветении. Погрузившись в него в тихом состоянии ума, ничего не требуя, ничего не желая, можно узнать многое. Индустриальному натиску на природу, зловещей "скрученной в узлы атомной энергии" АЭС, противопоставлен тихий простор, осторожная простота. Хайдеггер может считаться отцом глубинной экологии или создателем оригинальной европейской версии дзен-буддизма, но у него не было и не могло быть ясного политического мировоззрения, его бросало из стороны в сторону, от симпатий к нацизму до симпатий к студентам 1968 г...

Арендт рациональна и остроумна, мистика ей совершенно чужда. Мысли ее ясны, порой язвительны. Она остро осознавала опасность тотальных (тоталитарных) диктатур, подчинивший себе человека в 20 столетии (чего, вероятно, не видел Хайдеггер). Зло банально (по ее мнению): один из самых страшных преступников - Эйхман - всего лишь серый бюрократ, добросовестно исполнявший приказы. Ничего личного, одному приказали работать по евреям, другому - копать картофель. Противоядие против диктатур - локальная прямая демократия, власть общих собраний и выборных ими советов в районе, университете, на фабрике (а так же союз рабочих советов - лига независимых единств). Сторонница Кронштадтского восстания против большевиков в 1921 и восстания в Будапеште в 1956, она видела, как люди формируют реальность, вырабатывая общие решения на своих собраниях, подобно гражданским коллективам древнегреческих полисов... или же, напротив, лишаясь самоуправления, неизбежно становятся рабами обстоятельств, подчиняясь логике гигантских бюрократических систем.

Сумрачный германский гений и блестящий рациональный еврейский ум. Когда они занимались любовью, вселенная содрогалась от множественных оргазмов...

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Пьер-Жозеф Прудон
Michael Shraibman

Я не согласен по очень многим вопросам с Александром Шубиным, но тут емко и по делу излагается им мысль Прудона: "В XIX веке уже было признано, что плохо, когда вами правит абсолютный монарх. Абсолютизм - это плохо. Это французы уже поняли. Эту утопию мудрого правителя они уже реализовали и...

1 неделя назад
Michael Shraibman

Год назад в мире поднялась новая волна протестов. Впрочем, в тот момент никто этого не осознавал. Когда «Желтые жилеты» во Франции подняли бунт против нового налога на топливо, никто и не думал, что это превратится в глобальный кризис. 2019 год изменил ситуацию. Социально-экономические...

2 недели назад

Свободные новости