Рождение анархо-синдикализма: экспроприация банка в Одессе

Малоизвестный факт: российский анархо-синдикализм начался с вооружённого ограбления «Петербургского международного банка» в Одессе.

Сегодня при упоминании слова «анархо-синдикализм» немногим на ум придёт радикальная борьба. Современные анархо-синдикалистские организации, как правило, ведут свою деятельность в правовом поле. Но исторически это движение выглядело совсем по-другому. Первой громкой акцией российских анархо-синдикалистов стал «экс», вооружённое ограбление банка. Оно произошло чуть больше 115 лет назад, 29 ноября 1906 года. В статье речь пойдет об этом событии.

Анархо-синдикалист Даниил Новомирский

Даниил НовомирскийСамым известным представителем первого поколения российских анархо-синдикалистов стал Даниил Новомирский (настоящее имя Яков/Янкель Исаевич Кирилловский). Ряд исследователей также полагают, что именно Новомирский первым ввёл в обиход сам термин «анархо-синдикализм», дав тем самым название этому направлению анархизма. Будущий революционер родился в 1882 году в Подольской губернии. Его отец был учителем-евреем. В 1898 году Яков Кирилловский закончил Одесское коммерческое училище, после чего поступил на юридический факультет парижской Сорбонны. В Париже он присоединился к социал-демократам, вернувшись в Россию, с 1901 по 1904 года участвовал в деятельности Одесской и Уманской партийных организаций РСДРП. В феврале 1904 года последовал первый арест. Освободившись через несколько месяцев, Кирилловский вновь уехал в Париж.

Здесь начался новый этап в его революционной биографии. Кирилловский стал анархистом. В организационном же плане его заинтересовал пример французских революционных синдикалистов и их движения – Всеобщей конфедерации труда (ВКТ). Революционный синдикализм не являлся идеологией, скорее это был ряд практических принципов, выработанных самим трудящимся классом. Среди них автономия рабочих организаций от политических партий, приоритет экономической борьбы над политической и прямое действие, то есть отстаивание своих интересов без посредников в виде политиков или профсоюзной бюрократии. Кирилловский считал, что синдикалистские рабочие союзы были как эффективным инструментом сопротивления, так и зародышем нового самоуправляющегося общества. В опубликованной им в 1905 году небольшой брошюре «Манифест анархистов-коммунистов» он следующим образом формулировал тактические и стратегические задачи российского анархо-синдикалистского движения:

«Как современные профессиональные рабочие организации – зародыши будущих вольных ассоциаций, так естественное орудие рабочего класса – стачка – есть зерно нашей тактики. Мы видели, что пролетариат, вместе с развитием капитализма, всё больше расширяет и углубляет свою борьбу: частичные стачки теряют своё значение, даже массовые переходят в генеральные. Что должны делать мы – передовой отряд пролетариата? Мы должны сознательно ускорять стихийный ход борьбы рабочего класса: мы должны мелкие стачки превращать в генеральные, а последние превратить в вооружённое восстание против Капитала и Государства».

Полученный во Франции опыт он намеревался применить в России, где в это время разворачивались события Первой российской революции.

Неудачное возвращение

Летом 1905 года Яков Кирилловский в Париже начал выпуск русскоязычной газеты «Новый мир», очевидно созвучной его псевдониму «Новомирский». А осенью этого же года он возвращается в Одессу, ставшую к тому времени одним из центров охватившей страну революции. Однако здесь Новомирского ждало разочарование. Большинство анархистов города находились под влиянием анархо-коммунистической федерации «Чёрное знамя», в качестве основной тактики предлагавшей как можно более частые боевые акты. Часть чернознаменцев выступала за «безмотивный» террор – то есть террор, направленный против всего эксплуататорского класса. В Одессе «безмотивники» провели одну из своих самых знаменитых акций – атаку на кафе Либмана.

Хочу оговориться, что целью статьи ни в коем случае не является критика «безмотивников». Эта героическая фракция российского анархического движения заслуживает отдельного рассказа и очищения от грязи, которой его последовательно забрасывала буржуазная, советская, да и анархическая историография. Просто в данном случае я пишу о Новомирском и анархо-синдикалистах.

Новомирский же решительно выступал против «безмотивного» террора. В противовес чернознаменцам он и его сторонники основали так называемый «Союз коммунистов». Была сделана попытка создать ячейки на предприятиях. Однако деятельность организации закончилась, так толком и не начавшись. Уже в декабре 1905 года «Союз» был разгромлен репрессиями. Новомирский вновь оказался в эмиграции – на этот раз в Нью-Йорке. Там он создаёт из русскоязычных эмигрантов агитационную группу «Новый мир», продолжает выпуск одноимённой газеты, которая нелегально доставляется в Одессу.

Начало деятельности «Южно-русской группы анархистов-синдикалистов» и экспроприация в «Петербургском международном банке»

Как Новомирский впоследствии писал в своей мемуарной статье «Анархическое движение в Одессе», подходящий момент для возвращения в Россию настал летом 1906 года. В стране начался новый подъем революционного движения, вооруженные восстания произошли в Свеаборге и Кронштадте. Анархо-синдикалисты прибыли в Одессу в сентябре. И вновь начались трудности. В городе в это время находился теоретик «Чёрного знамени» Иуда Гроссман (псевдоним Рощин), и он предложил Новомирскому поучаствовать в дискуссии. Она прошла на конспиративной квартире при большом стечении анархистов. Как признавал сам Новомирский, его поддержали только два товарища, приехавшие с ним из Нью-Йорка, остальные же стояли на чернознаменских позициях.

Участники «Чёрного знамени» в Минске в 1906 году

Участники «Чёрного знамени» в Минске в 1906 году

Но агитационная деятельность анархо-синдикалистов не прошла бесследно. С Новомирским связались несколько одесских эсеров-максималистов, которые просили разъяснить им программные положения анархо-синдикализма более подробно. На состоявшемся вскоре собрании была создана «Южно-русская группа анархистов-синдикалистов», к которой максималисты присоединились.

В течение месяца организация выросла количественно и охватила своей деятельностью всю Одессу и прилегающие районы. При этом, делая упор на анархо-синдикалистскую тактику забастовок, «Группа» не отказывалась от боевой работы. Для этого была создана боевая дружина численностью в несколько десятков революционеров.

Дальнейшее развитие организации упиралось в нехватку материальных средств. Но этой проблеме быстро нашлось революционное решение. Одесские эсеры предложили анархо-синдикалистам принять участие в нападении на местное отделение «Петербургского международного банка». По составленному плану, для успешной экспроприации требовалось всего шесть человек. От анархо-синдикалистов в сводную группу вошли двое портовых рабочих – товарищи Петя и Сеня. Датой операции было назначено 29 ноября 1906 года.

Первоначально план экса выполнялся безукоризненно. Боевики спокойно зашли в здание, вежливо заявили присутствующим, что пришли «конфисковывать деньги в пользу русской революции», после чего без единого выстрела заперли посетителей и служащих в кладовой. Один из анархо-синдикалистов, товарищ Петя, по плану должен был контролировать телефон в отдалённом от входа помещении. После того как деньги были упакованы в сумки, экспроприаторы по очереди также спокойно вышли из банка. Однако трагические недочёты в проведении акции всё-таки были. В накалённой обстановке экса боевики забыли про Петю, всё еще дежурившего на своём посту. В итоге анархо-синдикалист понял, что пора уходить уже тогда, когда другие революционеры покинули здание и приехала полиция. Он попытался скрыться, отстреливаясь. Но погоня не отставала. Когда в барабане револьвера остался один патрон, товарищ Петя пустил его в себя.

Всего в ходе экспроприации революционеры взяли 70 тысяч рублей, очень крупную по тем временам сумму. «Южно-русской группе анархистов-синдикалистов» досталось 25 тысяч. Деньги организация использовала на покупку оружия и печатную пропаганду, в том числе книгу Новомирского «Из программы синдикального анархизма».

Надо отметить, что Новомирский, не отрицая в принципе экспроприаций, призывал анархистов к осторожному использованию этого метода. Он считал, что быстрый доступ к большим деньгам пагубно влиял на моральный облик некоторых участников революционного движения. Вот как он впоследствии комментировал результаты ограбления «Петербургского международного банка»:

«В организации появились деньги, и сразу худшие элементы выплыли на поверхность. Самые ничтожные и наименее деятельные из работников заявили о своей нужде и стали требовать себе пособия. Любопытно, что Сеня, участник экса, совершенно лишенный всяких средств к существованию, простой босяк, и не подумал просить денег. Когда кто-то намекнул ему, что ему не мешало бы взять небольшую толику, он очень искренне обиделся».

Несмотря на эту критику, боевики «Южно-русской группы анархистов-синдикалистов» на протяжении следующего 1907 года неоднократно участвовали в экспроприациях. Правда анархо-синдикалисты, в отличие от некоторых других анархистских групп, выбирали для своих операций достаточно крупные объекты и не делали вооружённые ограбления самоцелью.

Заключение

Даниил Новомирский, теоретик первого поколения российских анархо-синдикалистов, считал, что для революции нужно массовое организованное движение трудящегося класса, объединенное в рабочие союзы. Тем не менее ни он, ни его товарищи не отрицали боевые акты. «Южно-русская группа анархистов-синдикалистов», крупнейшая анархо-синдикалисткая организация времен Первой российской революции, смогла по-настоящему развернуть свою деятельность после получения необходимых материальных средств путем вооружённого ограбления. Анархо-синдикалисты исторически включали в свой набор методов партизанские формы борьбы, и это стало одной из причин их успеха. Когда анархическое движение возродится, перед ним будут регулярно вставать тактические и стратегические задачи, решаемые только вооружённым путём. К этому надо быть готовыми.

Э.С.,
Боец Анархист

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад