Шиес и социальная борьба

Намедни в парке на стенде увидел наклейку: «Я против свалки в Шиесе». А чуть позже, вечером обнаружил в Фейсбуке сообщение о поездке в Шиес добровольцев для защиты его от мусора. Противоположная сторона уже давно ведет набор наемников, готовых разгонять тех, кто не хочет умирать в помойке. Из местной точки противостояния Шиес превращается в общероссийскую.

В свое время общеевразийской точкой противостояния стала киевская площадь независимости. Туда съезжались люди не только со всей Украины, но и из других стран, включая Россию. С тех пор даже слово «Майдан», по-украински означающее площадь, получило новое значение. Я не удивлюсь, если события в Шиесе кто-то назовет Майданом, а может, кто-то уже и называет. Но если киевский Майдан быстро приобрел политическую окраску, то протест в Шиесе до сих пор выглядит чисто социальным. Хотя, грань провести трудно. Когда люди хотят, чтобы власти считались с их мнением, это политический протест или социальный? Но, во всяком случае, никто пока не требует создания Поморской республики. Кстати, если и потребует, то причины тоже будут вполне социальными – раз Москва с местными не считается, надо отделяться. Но пока нет и этого. Людьми движет два желания. Желание просто выжить (в тех краях все и так уже все загажено, детская онкология зашкаливает, а тут еще свалку хотят добавить) и желание того, чтобы с их мнением считались, а не относились к ним как к бессловесной скотине, которую можно гнать кнутом, куда вздумается. Соединение этих двух желаний и порождает тамошний протест.

Отсутствие «политической составляющей» вовсе не означает покорности властям. По силе своего противостояния Шиес не уступает Киеву. На ранней стадии, разумеется. Понятно, что до снайперов и бронемашин дело еще не дошло. Но ведь и Майдан начался не с метания бутылок с зажигательной смесью в бронетранспортеры. Он начался с мирного лагеря студентов. Потом был их жестокий разгон, после чего через Интернет был организован сбор уже вполне себе зрелых мужиков, которые пришли на место студентов. Потом еще долго дело ограничивалось мордобоем, который собравшиеся сперва терпели, а потом перестали и начали давать сдачи. Удар за ударом драки становились все злее, в ход пошли дубинки, саперные лопатки, пролилась кровь, появился первый убитый – и так, шаг за шагом противостояние становилось все более жестким и жестоким, пока не дошло до настоящего сражения. Примерно то же мы видим и в Шиесе, только там еще пройдено только начало пути. Однако уже есть раненые и уже есть тайные диверсии, в частности, поджог моста. Это делает возможным и даже вероятным превращение Шиеса в российский «Майдан незалежностi». Что же до отсутствия политических требований, то для анархистов это делает его только более близким и привлекательным, более своим, чем тогдашний Киев.

Поэтому лично я не удивлюсь, если туда действительно начнут стекаться активисты из разных мест, и буду только рад, если с среди них будут анархисты. Разумеется, для такой поездки надо иметь не только желание, но и возможность – ехать придется не на курорт и в случае чего ЧОПовцы с протестантами церемонится не будут. По этой причине лично я даже не рассматриваю для себя возможность такой поездки. Что толку там будет от лишнего полу-инвалида? Однако ведь не все анархисты еще перекалечены или пересажены, есть еще и такие, кто и здоров, и свободен. А потому, вполне возможно, что кто-то из таких и окажется в тех краях. Тогда ему (или ей) надо понимать несколько вещей.

Во-первых, власти как огня боятся народной солидарности и взаимопомощи. Если местный протест их просто раздражает, то помощь протестующим из других мест для них – нож острый. Поэтому они будут особенно сильно давить на приезжих. И не только там, но потом, чем бы это все не закончилось. Вспомним, как долго власти отлавливали участников стычки на Болотной! А может и сейчас отлавливают. В качестве противовеса замечу, что от такого давления не застрахованы и те, кто и близко не подойдет к окрестностям Шиеса. Вспомним, как обвинили в драке с полицией на Болотке Дмитрия Бученкова, который вообще в тот день был в другом городе. Да что Бученков! Был случай, когда в тюрьму посадили безрукого инвалида за то, что тот якобы… хватал полицейского за мундир и порвал оный. Но все равно, лучше лишний раз не светить свое имя и свое лицо. Хотя, скорей всего и то и другое будет засвечено, но, чем меньше, тем лучше.

Во-вторых, пропагандоны тоже не останутся в стороне. Они будут вопить, что протесты в Шиесе – провокация приехавших и что местным власть имущие уступили бы, но вот перед московскими (сибирскими, уральскими, заграничными или еще какими) провокаторами не прогнутся. Это будет чистой воды вранье. Но это может подействовать и на местных, которые начнут говорить: «Мы тут без вас управимся, а от вас одни проблемы, уезжайте!» Это случится не обязательно, но это может случиться. Как быть в этом случае: переубеждать, соглашаться или находить какие-то промежуточные варианты – зависит от обстоятельств. В любом случае надо быть к этому готовым. Хорошо, если в тех местах найдется хотя бы дальний родственник или просто знакомый – это уже сделает «чужого» не совсем чужим. По крайней мере, в глазах протестующих.

И, в-третьих, желательно не ехать в одиночку. Или уж во всяком случае, держать связь с кем-то из оставшихся дома. Чтобы те могли помочь в случае неприятностей. Да и на месте хорошо бы обзавестись личными связями с активистами и просто с теми, кто в случае чего мог бы помочь. Хотя бы тем, кто сообщил бы другим о необходимости помогать.

Хотя все вышесказанное должно вроде бы и так быть понятно любому, но все равно лишний раз повторить все это будет отнюдь не лишним.

Те же, кому слабо поехать и принять участие в противостоянии (слово «слабо» тут не имеет оскорбительного оттенка, мне, вот, слабо, и я этого не стесняюсь, ибо здоровье свое я загубил не в пьянках или торчаниях, а в социальной борьбе), те могут подумать о каких-то других вариантах помощи Шиесу. Варианты могут быть самые разные. Фронт невозможен без тыла. Кстати, как в Украине помимо Киева были и местные Майданы: в Харькове, Львове, Одессе – так и в РФ сейчас «антимусорные» протесты идут не только в Шиесе. И те, кому поехать в Шиес позволяет здоровье, но не позволяют финансы, могут поискать аналогичную точку поближе. Не у каждого такая найдется, но у многих может найтись. Так уж вышло, что сейчас в РФ социальная борьба вылилась в борьбу с мусором. Хорошо это или плохо, но это так. И глупо отмахиваться от них, дожидаясь, когда где-нибудь восстанут рабочие, захватившие фабрики, поля и склады. Никто не преподнесет нам на блюдечке идеальной анархической революции. Наша задача сделать ее на основе того, что есть.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости