Докия Гуменна (1904-1996) - малоизвестная сегодня украинская писательница. Расцвет ее творчества пришелся на 1930е - 1950е гг. Она писала романтические тексты про любовные отношения между мужчинами и женщинами, но не только это притягивало ее внимание. Она была резким критиком системы СССР (дело происходило в 1930е гг). Докия Гуменна критиковала СССР за насилие над крестьянским большинством, а так же за безобразные индивидуалистические отношения рвачества и карьеризма, которые царили в данной стране. Ибо Докия Гуменна была сторонницей коммунистических (или правильнее сказать "коммунитарных"?) отношений, построенных на принципах сотрудничества равных между собой людей, на принципах братства, а не основе указаний пирамиды госслужащих, расталкивающих друг друга локтями ради карьерного роста.
СССР можно критиковать с разных позиций. Можно осуждать диктатуру, сверх-эксплуатацию рабочего класса и рвачество\конкуренцию\карьеризм, как преобладающие черты общественной жизни (последнее превосходно показано в кинофильме Эльдара Рязанова "Гараж"). А можно возмущаться отсутствием или слишком слабым присутствием частного бизнеса. Критика Гуменной относится к первому типу, это критика СССР с социалистических позиций.
Она напомнила мне книгу шведской писательницы Карин Бойе "Каллокаин". Такова нехарактерная для современного общества критика тоталитаризма (тотального государства, чиновного аппарата, проникающего во все области жизни). Такова критика тоталитаризма сторонниками подлинного неавторитарного социализма, впрочем, не только ими. Тоталитарный строй создает вовсе не коллективистское, а жестокое конкурентное индивидуалистическое общество, то есть он не решает ту главную задачу, ради решения которой вроде бы и создан. Только тут конкуренция, главным образом, сосредоточена в области борьбы за место в правящей чиновно-бюрократической иерархии.
...А еще Докия Гуменна изучала Трипольскую культуру, участвовала в раскопках ее поселений и сочиняла о ней книги: "Небо сходилось с землей ген-ген далеко, а вместо леса где-то в ярках витиналися кудрявые верхушки деревьев, блестели какие-то прудики, словно мисочки с водой...".
Кажется, ее идеалам эти небольшие общины с элементами матриархата вполне отвечали; впрочем, она не отрицала современные технологии. Один из героев ее произведений, критически относящийся к большевизму украинский интеллектуал, рассуждает о том, что большевики сделали много зла, но они построили огромные заводы, и вся эта индустриальная и научная мощь еще послужит интересам трудящегося класса, когда он возьмет власть в свои руки. (В СССР власть принадлежала, ведь, не рабочему классу, а бюрократии)...
Подвергшись гонениям в СССР 1930х, она, вероятно, была обречена, но спасла ее Вторая мировая война, в конце которой она смогла эмигрировать в Германию (нет, она не была про-немецки настроена, просто выбирала, где ей удобнее жить). В ее книге "Хрещатий Яр" содержится резкая критика немецкой оккупации Украины. Она пережила войну в эмиграции, переехала в США и впоследствии печатается ее главное четырехтомное произведение-эпопея - "Дети Млечного Пути" (Мюнхен—Нью-Йорк — 1948-1951 гг.) Многое из этого мне близко, все это меня заинтересовало, Но увы, украинский язык при чтении я воспринимаю плохо...
Приведу некоторые небольшие отрывки:
"Не имея никакого представления , что для возникновения новой жизни необходимо слияние двух клеток в одну, палеолитики представляли себе весь окружающий мир, всю вселенную как большое женское существо. Она сама из себя порождает божества, а уже они обустраивают землю, населяют ее людьми, животными и растениями. Как сейчас обычно и никого не удивляет, что Творческая сила вселенной - мужчина с роскошной седой бородой, восседающий на престоле среди туч, так в свое время ничего удивительного не было в том, что все явления природы, все стихии, небо и земля — тоже женского рода. Странно ли, что центральным образом во времена становления родового строя по материнскому принципу был образ женщины? Это она — символ родового единства, от нее зависит благосостояние. Так возникает культ матери, которая в дальнейшем развитии становится божеством..."
"Мы живем в эпоху варварства, вооруженного техникой. И это потому, что женщина отступила, удовлетворилась гинекеем. А она не вправе была это делать, создав еще большую ценность, чем основания материальной культуры. Все эти философы, композиторы, эдисоны, - пигмеи, роющиеся в навозной куче, если сравнить их с той палеолитической ведьмой, которая дала человечеству высочайшую ценность: доброту."
Тем, кто читал работу Риан Айслер "Клинок и Чаша", эти идеи должны быть понятны и знакомы.
Добавить комментарий