ЮАР: забастовочное движение шахтеров развивается, реформисты пытаются его захватить

Нынешняя волна забастовок в Южной Африке, которая вывела рабочее движение этой страны на передовые рубежи в мире, началась стихийно и самоорганизованно, по большей части помимо профсоюзов с их бюрократией и коррупцией. Как отмечал старший лектор университета Витватерсранда в Йоханнесбурге Вишвас Сатгар, начавшейся в августе забастовкой на шахте фирмы «Лонмин» в Марикане не руководили ни старые (NUM), ни новые (AMCU) профсоюзы, хотя они и пытались затем представлять рабочих в ходе переговоров с компанией.  

Забастовкой, по его словам, руководил «стачечный комитет, который был сформирован из среды самих рабочих. Это и есть руководство забастовкой. В нем есть и члены NUM, и члены AMCU. И именно этот стачечный комитет был голосом рабочих в ходе забастовки. Как мне кажется, после 16 августа комитет особенно гальванизировал тот факт, что их товарищи были убиты 16 августа. И это чувство переполняло не только стачком, но и всех рабочих «Лонмина».

«На самом низовом уровне бастующие шахтеры начали устанавливать связи, – объясняет Сатгар. – Они (…) сформировали то, что они назвали военным комитетом. Они начали устанавливать связи с другими шахтерами, на других шахтах того же Платинового пояса. Они попросили своих жен уйти, учитывая нехватку еды в их домах – вы же знаете, многие из этих шахтеров пришли работать из сельских общин, и они чувствуют, что там есть некая система, которая поддержит их семьи, если те вернутся…» 

Однако растет опасность того, что с этой самоорганизацией и низовой инициативой самих рабочих будет покончено. Увидев невиданные масштабы борьбы трудящихся, на их «завоевание» ринулись политики самой различной окраски, стремящиеся присвоить забастовочное движение и использовать его в своих интересах.   

Первым это попытался сделать опальный лидер молодежного крыла правящей партии АНК Джулиус Малема, исключенный из партии личный соперник нынешнего президента страны Зумы. Застрявший в эпохе борьбы против апартеида политики по-прежнему не прочь раздуть расистские мотивы, вызвав скандал публичным исполнением песни «Убей бура!». Узнав о стачке, он поспешил прибыть к бастующим шахтерам и обрушить на них радикальную зажигательную речь, призвав даже к всеобщей забастовке. Слышать про солидарность и забастовку рабочим было приятно, и они хлопали Малеме, что насмерть перепугало правительство ЮАР. В бастующий район были введены войска, а оппонента президента отдали под суд по обвинению в коррупции. Впрочем, наблюдатели полагают, что драка за власть в АНК еще будет набирать обороты.  

Теперь для независимости стачечного движения  появляется новая угроза. Очередные политики, пытающиеся присвоить стачку, действуют уже не как демагоги, а как умелые аппаратчики.   

Дело в том, что забастовка в Марикане закончилась успехом, несмотря на жертвы, и вдохнула надежды в других шахтеров и рабочих других специальностей. Возник Совместный координационный стачком Рустенбурга. Он состоит из делегатов бастующих шахт, но в нем все более активную роль играют члены троцкистской партии «Демократическое социалистическое движение» (ДСД). Эта организация, воссозданная в 2002 году, энергично проникает в социальные движения и стремится ориентировать их на политическую стратегию одного из многочисленных троцкистских «Интернационалов» – Комитета за рабочий Интернационал (КРИ).   

КРИ, в свою очередь, возник вокруг британской троцкистской организации «Милитант», которая в 1970-х гг. проникла в британскую Лейбористскую партию, завоевала ее молодежное крыло и даже имела депутатов в британском парламенте, пока поправевшие лейбористы не изгнали их из партийных рядов. Эта ветвь троцкизма придерживается классической тактики «энтризма», то есть проникновения в крупные «левые» партии, профсоюзы и социальные движения с целью их аппаратного захвата.  

Политический захват осуществляется не через убеждение массы членов общественных движений в правильности их партийной программы (о которой «рядовые» рабочие по преимуществу и слыхом не слыхивали), а путем занятия ключевых мест в различных координирующих структурах и органах движений для их подчинения политической линии партии.

В результате массовое рабочее движение превращается в придаток, «колесики и винтики» политической структуры, которая преследует свои собственные властнические интересы. Трудящихся поднимают на «политическую борьбу» и противостояние с правящими режимами, к которому они зачастую не готовы. Вместо того, чтобы вести экономическую борьбу и выстраивать сеть низовой самоорганизации, рабочие вовлекаются в чужие игры, противоестественные союзы и иные сомнительные телодвижения, понятные лишь вождям партии, которая пытается превратить их в марионеток.   

Подобные вещи мы неоднократно наблюдали со стороны "партийцев" всех мастей в России и в других странах. Партийный контроль  практически всегда приносит смерть социальному движению.  

Теперь партия ДСМ пробует захватить шахтерские протесты в ЮАР. КРИ привез к бастующим своих платных партфункционеров из Британии и те всячески демонстрировали свою поддержку и заботу шахтерам, большинство из которых даже не знают, что был такой человек Лев Троцкий. Партийный активист ДСМ и член Совместного стачкома М. Себеи, разумеется, отрицает стремление подчинить себе движение, но признает, по сути, что речь идет о действиях силы, внешней по отношению к бастующим: «Через 4 недели после стачки в Марикане мы увидели, что никто не вступается за рабочих, и мы предложили им солидарность», – объясняет он.   

Теперь Себеи через Совместный стачком Рустенбурга ведет переговоры с лидерами шахтеров Лимпопо, Свободного государства и Мпумаланги. Цель – организация работы общенационального стачкома и подготовка всеобщей забастовки, назначенной на 3 ноября.    

Разумеется, объединение рабочей борьбы можно только приветствовать. Но не тогда, когда она осуществляется под партийным контролем. Ведь единственный интерес «левых» партийных оппонентов АНК – это занять его место, используя растущее недовольство политикой новой «чернокожей» олигархии со стороны трудящихся.    

Рано или поздно рабочие Южной Африки поймут на своем горьком опыте, что выдвинутый радикалами из АНК и троцкистами лозунг «национализации шахт» – не решение проблемы. Трудящимся совершенно все равно, кто сидит в административном совете. Сегодня им нужны человеческое достоинство, нормальная зарплата и свобода самоорганизации, которая завтра или послезавтра позволит им выйти из-под контроля профсоюзных и партийных боссов и повести борьбу за новое, справедливое и свободное общество.    

Забастовочное движение в ЮАР расширяется

Стачечное движение в Южной Африке ширится. Предприниматели пытаются справиться с рабочим протестом методами локаутов и репрессий.   Срок «последнего ультиматума», предъявленного компанией «Голд филдс» участникам «дикой» забастовки с угрозой уволить 23 тысячи рабочих истек, но вступил ли этот локаут в силу – неясно. За последние 2 недели с платиновых шахт уже было уволено 15 тысяч человек. С учетом того, что каждый шахтер кормит до 10 членов семьи и родичей, это может иметь тяжелые политические последствия для режима АНК во главе с президентом Зумой.  

Впрочем, в действительности массовое увольнение – просто очередная тактическая мера в длительном противостоянии между администрацией рабочими по вопросу о размерах зарплаты и условиях труда. Когда договоренность будет, наконец, достигнута, большинство рабочих захочет получить свою работу назад. Восстановление тысяч шахтеров может превратиться в логистический кошмар для «Голд филд», но боссы знают – и рабочие тоже – что у компании не будет иного выбора, если она хочет возобновить производство. «То, что наниматель использует массовые увольнения как способ изменить природу конфликта – весьма обычно», – объяснил один из юристов по трудовым вопросам, который просил не называть своего имени, поскольку он вовлечен в переговоры по разрешению забастовочного конфликта. (…) «Это скорее тактический шаг, – говорит он. – Они не ждут, что им удастся запустить шахту с совершенно новой рабочей силой».    

Компания «АнглоГолд Ашанти», 3-й в мире производитель золотых слитков, заявила в среду, что на следующей неделе примет решение, последовать ли примеру «Голд филдс» и предъявить ультиматум с угрозой увольнения (…) Но несмотря на воинственные речи исполнительного директора компании Марка Кутифани в интервью агентству «Рейтер», среди бастующих на шахте «АнглоГолд» в Карлетонвиле в 40 км. к западу от Йоханнесбурга царит настроение вызова и презрения.   

«Ну, приди и уволь нас», – говорит один из мужчин из группы в несколько сотен шахтеров на холме около шахты по телевидению «Рейтер». Вокруг него смеются и пританцовывают его друзья, вытаскивая из бумажников 10-рэндовые бумажки и потрясая ими перед камерой. «Ну и что они станут делать потом? – спрашивает он. – Мы же знаем, что они восстановят нас на работе через 2 недели». (…)
 
Рабочие волнения начались в январе этого года с 6-недельной забастовки на «Импала платинум» (2-м в мире производителе этого металла), которая стала результатом борьбы за влияние между Национальным союзом горняков (NUM) и новой Ассоциацией профсоюза шахтеров и строительных рабочих (AMCU). В адрес NUM, чьи тесные связи с ныне правящей партией АНК сформировались за десятилетия борьбы против господства белого меньшинства, обвиняется в утрате связи с рабочими и слишком тесных контактах с администрацией компаний и правительством.   

Разоблачение того, что лидер NUM Франс Балени получает более 1 млн. рэндов (116 тыс. долларов) в год, лишь усилило эти обвинения. Забастовка на «Голд филдс» началась с того, что рабочие прогнали шоп-стюардов из NUM, которые действовали в своих собственных интересах. Зума на этой неделе решил подставить плечо старому другу и попытался восстановить «коллективные переговоры» под руководством NUM, которые на протяжении последних двух десятилетий обеспечивали сравнительную трудовую стабильность на шахтах.  Он так и не заметил, что NUM – это часть проблемы, но совершенно не обязательно часть ее решения.   

«NUM к нам придти не может. Они говорят, что боятся нас», – объясняет Эванс Рамокга, представитель бастующих рабочих шахты «Англо-Америкэн платинум» (Амплатс) близ Рустенбурга, в 120 км. северо-западнее Йоханнесбурга.
 
Амплатс объявила 5 октября объявила о локауте 12 тысяч рабочих, что привело к обвалу рэнда под влиянием опасений, что это только усилит волнения, в которых погибло уже более 50 человек, включая нескольких и забитых профчиновников из NUM. Но Рамогка – как и его коллеги с золотых шахт – остается невозмутимым, сознавая, что крупнейшему производителю платины в мире, вероятно, придется пойти на переговоры. «Мы спокойно ждем, – сказал он «Рейтер». – Вот почему вы не видите, как мы идем к администрации. Мы просто ждем, что они придут к нам».  

Между тем, забастовочное движение в ЮАР продолжает расширяться на все новые отрасли. 17 октября забастовали рабочие завода автомобильной компании «Тойота». Порядка 480 сотрудников объявили бессрочную стачку и потребовали увеличения оплаты труда. Завод «Бошоку» в городе Дурбан производит сидения и обшивку для дверей автомобилей. Представитель Национального профсоюза металлистов (НУМСА) Мбузо Нгубане заявил, что рабочие требуют бонус за выслугу лет в размере 1 500 рандов (175 долларов). Это уже вторая забастовка на заводах «Тойоты» в ЮАР в этом месяце. 

Две недели назад сборочное производство «Проспектон» под Дурбаном бастовало три дня. В результате рабочие добились повышения почасовой оплаты на 3,22 ранда (0,4 доллара). За время простоя завод не произвел 2 428 машин разных модификаций и администрация потребовала от сотрудников работать сверхурочно, чтобы наверстать упущенное.   

В Йоханнесбурге забастовали 300 водителей городских автобусов, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда.   На бастующих шахтах ЮАР полиция продолжает разгонять митинги горняков. При разгоне трех тыс. рабочих хромовой шахты компании «Саманкор» в Северо-Западной провинции один полицейский был тяжело ранен, 26 человек арестованы. На золотодобывающей шахте Беатрикс компании "Gold Fields" работу возобновили 70% сотрудников, однако 19 500 горняков из общего персонала в 26 700 продолжают бастовать на шахте КДС. Забастовки проходят также на шахтах компании «Англо-Америкэн платинум», «АнглоГолд Ашанти», «Хармони», «Голд Уан», «Кумба Айрон Ор» и «Бокони».  

16 октября полиция в ЮАР разогнала забастовку горняков на шахте Кумба, где добывают железную руду. По сообщению представителя полиции, арестованы 40 шахтеров, передает агентство «Рейтер».  

Ранее компания «Англо-Америкэн платинум», считающаяся самым крупным в мире производителем платины, уволила 12 тыс. шахтеров в ЮАР. Причиной послужила продолжавшаяся почти три недели забастовка. В заявлении руководства шахты отмечается, что за это время она потеряла почти 80 млн. долларов.    

Волна несанкционированных шахтерских забастовок отмечена в шести из девяти провинций страны, а также в платиновой, золотодобывающей, угольной, алмазной, хромовой и железорудной отраслях. Все шахтеры требуют повышения зарплаты до 12 тыс. 500 рандов ($1500).   Стачки охватили отрасль добычи алмазов. Около 1800 рабочих шахты Куллинан компании Petra Diamonds начали несанкционированную акцию с требованием повышения зарплаты до 12,5 тыс рандов (1500 долларов). В 1905 году на Куллинан был найден самый крупный алмаз в мире "Звезда Африки" весом 3106 карат. Кроме того, там было добыто более 750 алмазов весом свыше 100 карат.   

Бастующие рабочие шахты Амплатс, которых компания объявила уволенными, собрались вчера на холме близ Нканенга на памятную службу. Она была посвящена памяти человека, погибшего на этом холме раннее в октябре в столкновении с полицией. «Мы пришли на холм, где был застрелен этот человек, потому что нам не было дано разрешение собраться», – заявил представитель Совместного координационного стачкому Рустенбурга Г. Мдола.

По его словам, служба в память убитого Мчукулени Какамы была намечена на стадионе Блескоп, но на это не было дано разрешения. Поэтому они решили пойти на холм, где был убит Какама. «Мы решили провести памятную службу по нашему товарищу, независимо от того, будет дано разрешение или нет. Мы вынуждены делать вещи нелегально!». Какама был убит полицией 4 октября в Нканенге близ Пхотсаненга. Его тело было найдено после того, как полиция разогнала собравшихся на холме рабочих.  

По словам Мдолы, рабочие пытались получить разрешение собраться, но каждый раз их просьбу отклоняли. «Мы не ожидает нападения со стороны полиции. Мы собираемся здесь. Нелегально это или нет, памятная служба продолжится, как было намечено. На что еще нам надо просить разрешения?» – вопрошает он. (…)    

По словам Мдолы, забастовка будет продолжаться до тех пор, пока требования рабочих не будут удовлетворены.

По материалам aitrus.info

Читайте ранее

ЮАР: Шахтеры не собираются возвращаться на работу

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

1 месяц назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад

Свободные новости