Анти-нацистское восстание в еврейском гетто Белостока в 1943 году

Белосток

Прошла незамеченнной годовщина восстания в еврейском гетто Белостока 16-20 августа 1943 г. Это восстание интересно тем, что оно имело сопоставимые масштабы с восстанием в гетто Варшавы, причем оба восстания связаны. До весны 1943 г подпольщики гетто Белостока поддерживали связи с Боевой организацией Варшавского гетто. Вообще, подпольщики воспринимали треугольник Вильно-Белосток-Варшава "как общую организационную территорию". Что же касается Вильнюса, то в 1942 г оттуда в Белосток приехали 28 активистов молодежных сионистско-социалистических движений «Дрор» и «Ха-шомер ха-цаир». А лидером движения стал 25-летний еврей из Варшавы Мордехай Тененбаум-Тамаров.

***

Белосток - столица русского (и еврейского) анархизма. Именно здесь, преимущественно среди евреев (в начале 20 в они составляли большинство белостокцев) начало свою деятельность наболее мощное анархистское течение в истории российских городов. Боевая и пропагандистская организация анархистов в этом городе организовала бесчисленное количество забастовок и боевых акций против царских армии, полиции, бизнеса и черносотенцев; конечной целью движения было восстание и создание в городе самоуправляющей Коммуны, по примеру Коммуны Парижа. Не будет преувеличением сказать, что 100-тысячный город, один из центров текстильной промышленности России, находился под частичным контролем рабочих-анархистов в 1905-1906 гг. Отсюда анархизм распространялся вместе с рабочими-мигрантами в другие регионы на Западе страны.

К началу 2-й мировой войны в городе анархистских организаций уже не было, над этим поработали правительства государств, которые контролировали в 20 в. Белосток: Росийской империи и Польской Республики. Позднее Белосток оказался в руках СССР, а затем был оккупирован Германией. Но здесь действовали представители других менее радикальных течений - сионисты-социалисты, бундовцы (еврейские автономисты-социал-демократы) и сталинисты.

В период немецкой оккупации было создано гетто, куда согнали до 60 тысяч евреев. В нем и появилась указанная повстанческая организация.

***

Практически все жители гетто и повстанцы были обречены. Общие ощущения участников восстания передает следующее высказывание члена подпольной организации гетто Ицхака Энгельманна: "Сегодня мы обсуждаем два способа умереть. Идти в атаку означает для нас верную смерть. Второй способ означает смерть в течение двух или трёх дней. Мы должны рассмотреть оба способа, — возможно, что-то и удастся предпринять."

Дело осложнялось еще и тем, что, как сообщает Еврейская Энциклопедия: "В районе Белостока создание еврейских партизанских отрядов было значительно сложнее, чем в других районах оккупированной Польши. Основная польская подпольная организация Армия Крайова, в которой действовал еврейский сектор и, которая в остальной части Польши помогала евреям, в Белостоке не только не оказывала никакой помощи еврейскому подполью даже во время восстания 1943 г., но в лесах, где отряды Армии Крайовой вели войну с немцами, они в то же время уничтожали еврейских партизан".

Возможно, мотивация повстанцев была похожа на ту, что имелась у части участников восстания в гетто Варшавы. Это был способ умереть без больших мучений, заодно унеся с собой в могилу побольше нацистов и их друзей. В самом деле, не за установление же большевизма, сионизма или бундовской еврейской автономии они боролись в обреченном городе. Хотя, нельзя исключать, кто-то из них хотел таким способом подчеркнуть значимость своих политических идей. Но главной целью восстания было вырваться из гетто (что было почти нереально) или умереть в бою. Было ли это восстание националистическим? Несомненно все или почти все его участники - евреи, вот только ни бундовцы, ни сталинисты не считали себя националистами и очень обиделись бы, если бы их так назвали. Сионисты - да, еврейские националисты. В любом случае национализм не имел прямого отношения к цели восстания - смерти-в-борьбе.

Основу повстанцев составили участники молодежных организаций сионистов-социалистов, Бунда и сталинистов. Выяснилось, что они вобрали в себя все наиболее активные силы белостокских евреев. Сам по себе этот факт весьма примечателен. Политшиза или нет, но воинами оказались почему-то прежде всего они. Даже если к ним затем присоединились некоторые другие, именно те, кого в современном мире часто считают политшизой, сделались ядром восстания.

Или те политактивисты были другими, не такими, как сегодня? Не мне судить, я не повстанец. Потом, не хочется уныло повторять: "Раньше были рюмочки, а теперь - бокалы, раньше были мальчики, а теперь - нахалы". Тем более, что некоторые современные левые и анархисты отправились воевать в Сирию, другие сидят за разные поступки. И все же, в те времена у всех левых течений, а так же у анархистов было принято считать образцовым поведение тех, кто совершил какой-нибудь героический поступок - участников и организаторов крупных забастовок и восстаний. Культ героев имел свои минусы - идеализация забастовщика и повстанца могла лишить его человеческих черт, обезличить, скрыть реального человека. Но он создавал образцы, которым стремились подражать. Напротив, для многих современных левых любая героизация сразу же объявляется "фашизмом". А вот в суд подать на босса или поплакаться на угнетение в связи с расказанным анекдотом про какие-нибудь меньшинства, это наоборот принято сегодня в их среде. Так может быть, если бы современные евролевые познакомились с теми, они бы их сразу в "фашисты" записали? Культ героев - это же "фашизм" по их мнению...

Движение делилось на фракции. Были образованы две группировки - "Блок А" и "Блок Б". В Блок А вошло левое крыло Бунда, сталинисты и сионисты Хашомер ха-Цаир. Блок Б был организован правым крылом Бунда, сионистской группировкой Дрор и рядом других. Во время первых столкновений с немецкими военными в феврале 1943 г (до начала всеобщего восстания) Блок Б не принял участие в боях.

Вы спросите, почему делились на фракции? Потому что бундовцы ненавидели сионистов: "Мы за права евреев боремся, а они хотят вывезти евреев в Палестину, лишить их родного языка идиш и заставить воевать с арабами, которые нам ничего плохого не делали". Причем ненависть эта имела полувековую историю, а сионисты платили им взаимностью. И те, и другие на дух не выносили сталинистов: "В СССР наших товарищей пересажали и перестреляли". А что творилось в головах сталинистов? Мне даже думать об этом не хочется. Никто ничего не забыл. То, что люди оказались в большой общей беде, как и то, что они в конце концов объединились после больших трений и не смотря на взаимное недоверие, объединились для того, чтобы убить как можно больше нацистов, не значит, что они стали друг друга сильно любить. С чего бы? Хотя, наверное, случалось всякое.

Среди повстанцев было много девушек. И среди командиров. И совершали они разные чудеса героизма. Взрывали себя вместе с немецкими солдатами, командовали боевыми группами. Наличие ряда командиров-женщин - не типичное явление для той эпохи. Но так было.

***

У повстанцев имелось всего 200-300 плохо вооруженных и в большинстве своем неопытных боевиков. На их складах находилось 130 единиц оружия: 25 немецких винтовок и обрезов, около 100 пистолетов, несколько автоматов, один пулемет. У остальных имелись лишь бутылки с бензином или холодное оружие - топоры и штыки. Со всем этим боевики намеревались противостоять вермахту.

В августе немцы приняли решение об окончательном уничтожении гетто Белостока. В ночь с 15 на 16 августа его окружили 3 кольца немецких войск и специальные полицейские батальоны, причем войскам были приданы полевая артиллерия, танки и самолеты. Тем не менее, еврейское гетто Белостока погибало в сражении 5 дней, но даже после того, как оно было разрушено, повстанцы, укрывшиеся в руинах (там были созданы специальные бункеры), продолжали по ночам выходить из руин, убивать немецких, литовских и украинских полицейских, и это продолжалось 2 месяца. В общей сложности немцы и их наемники потеряли 100 человек убитыми и несколько сотен ранеными: результативность совершенно фантастическая, с учетом того, что бои с вермахтом (хотя и не только с вермахтом) вели плохо обученные люди, вооруженные практически ничем.

***

Возможно, эти события воспринимались их участниками как Апокалипсис. Представим себе, что прямо сейчас в центре цивилизованной европейской страны государство организует физическое уничтожение нескольких миллионов человек. Первоначально их запирают в гетто, потом вывозят в лагеря смерти или расстреливает. Это кажется невероятным. Очень резкий переход - вчера просто жили, сегодня - в расход полгорода. Не верится? Но вот - события в бывшей Югославии во время гражданских войн. Мы очень легко забываем, как оно бывает. Надо понять: всегда возможно все. В жизни нет никаких железных закономерностей. Жизнь очень пластична. Даже слишком.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Анархистское общество есть бесклассовое безгосударственное общество, основанное на принципах прямой демократии (самоуправления). Это означает, что оно представляет собой ассоциацию (федерацию, добровольный союз) автономных трудовых коллективов, организованных по месту работы и месту жительства....

1 неделя назад
14
Michael Shraibman

Работа Максима Раевского (Льва Фишелева) "Анархо-синдикализм и критический синдикализм" представляет собой ответ на аргументы другого известного участника российского анархистского движения Иуды Гросмана-Рощина (а так же на замечания единомышленников Гросмана-Рощина). Это дискуссия по...

2 недели назад
21

Свободные новости