Словения: массовые протесты декабря 2012 года (фото/видео)

Люди скандируют «Хотим социализма». Словения охвачена первым массовым бунтом за 20 лет. Он впервые направлен в первую очередь против политического истэблишмента и мер экономии, а в некоторых городах уже принял почти антикапиталистический характер. Менее чем за 3 недели состоялось 35 протестов в 18 городах, с общим участием 70 тысяч человек. Протесты нередко перерастают в столкновения с полицией, которая жестоко разгоняет демонстрации. 284 человека были арестованы (некоторые из них выпущены на свободу, другие продолжают оставаться в заключении). Множество людей ранено. 

Все началось в середине ноября с протестов против коррумпированного мэра второго по величине города Словении Марибора (он в итоге подал в отставку). Они проходили под лозунгом «Ему конец» («Готоф йе»), который позднее стал распространяться в большей или меньшей степени на всех политиков в стране. В течение нескольких дней протесты распространились по всей стране. Они все больше и больше становились руслом для народного гнева против общих условий в обществе: отсутствия работы, гарантированности жизни, прав, будущего…

НИКАКОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ: ИМ ВСЕМ КОНЕЦ!  

В последние несколько дней мы стали свидетелями того, как на нас обрушилась история. Бунт в Мариборе положил начало тому, что считали возможным лишь немногие: люди самоорганизовались и загнали в угол местного начальника, а затем принудили его спасаться бегством. Это стало искрой, которая вызвала широкий бунт против политико-экономической элиты и капиталистической системы в целом. У нас нет хрустального шара для предсказания будущего, но мы уверены, что нам нечего ждать от романтизма и наивности, зато стоит полагаться на организацию и смелость.   

Снизу вверх, от периферии к центру  

Разлившись по стране, протесты переросли в широкий бунт против правящей элиты и существующего строя. Люди в каждом регионе творчески использовали свои местные диалекты для того, чтобы сказать политикам одно и то же: вам всем конец! Децентрализованный характер бунта остается до сих пор одним из ключевых аспектов происходящего. Другим стал тот факт, что весь процесс до сих пор сохраняет низовой характер, нет никаких организующих лидеров, только люди, которых никто не представляет. Чтобы отстоять эту солидарность между людьми и блокировать захват бунта политическим классом, нам следует защищать, продвигать и укреплять эту децентрализацию!  

Полиция повсюду, справедливость нигде

Жестокость полиции в отношении протестов не может нас удивить. Удивляют скорее иллюзии насчет того, что полиция может примкнуть к нам. Правда, что полиция не является главной мишенью этого бунта и что схватки между полицией и протестующими служат не завершением бунта, но лишь его фоном. Мишенью людей в этом конфликте является капиталистический и политический класс и система в целом.

И уже чистая правда, что полиция не является нашим союзником и из-за своей роли в системе никогда и нигде не сможет быть союзником таких бунтов. Давайте вспомним: полиция – это часть репрессивного аппарата государства. Ее структурная функция – защищать существующий строй и интересы правящего класса. Совершенно неважно, какой эксплуатации могут подвергаться сами люди в униформе! Пока они выполняют приказы своих начальников, они остаются полицейскими. Если они перестанут это делать, они могут стать частью бунта.  

Питать хоть малейшие иллюзии насчет того, что они на нашей стороне, было бы поэтому крайне наивно. Разве их вмешательство в протесты в эти последние дни было столь незначительным, как изображают некоторые, и действительно соответствовало интересам людей на улицах? Разве мы уже забыли о жестоком подавлении протестов в Мариборе и угрозах Горенака (министра внутренних дел), что они выловят всех организаторов «незаконных» протестов?

Не удивила нас и вся эта морализация насчет «громил» и «насилия», которая распространяется в социальных сетях. Правительство и СМИ швыряют нам кость, и некоторые тут же готовы ее схватить. Но что такое десяток выбитых стекол, разбитая дверь ратуши и выковырянные из мостовой булыжники по сравнению со структурным насилием государства?

Молодежь, лишенная будущего, безработица, негарантированность, урезание школьного образования, сокращение бесплатных обедов в школах, сокращение мест в детских садах, урезание права на медицинскую помощь, сокращение расходов на образование и науку, навязывание более высокого пенсионного возраста, урезание зарплат и пенсий, уменьшение числа нерабочих дней, сокращение количества некоммерческого жилья, молодые люди, вынужденные жить на съемных квартирах или вместе с родителями до старости, отрицание прав для гомосексуалистов, мигрантов, женщин, людей, не являющихся выходцами из главных религиозных или этнических общин, и т.д., и т.п. Мы уже не говорим о коррупции, семейственности, клиентелизме и криминальности правящей элиты. Они заставляют нас больше работать, но плоды нашего труда все время присваиваются капиталистическим классом. Эта эксплуатация составляет самое сердце этой системы.  

Так скажите же, кто осуществляет насилие над кем? Как мы смеем осуждать людей, чье будущее украли? Молодежь разгневана, и ей нечего терять. Прекратите осуждать ее. Мы должны вместе повернуться лицом к реальным проблемам.  

Все более опасны различные призывы к самоподавлению и сотрудничеству с полицией. Разве мы уже не сталкиваемся с совершенно неприемлемым уровнем слежки, использованием камер и репрессиями? Эти люди предлагают, чтобы мы помогали полиции находить «громил», передавать их полицейским и тем самым отталкивать молодых людей от бунта, в котором они принимают активное участие? Сотрудничать с полицейскими нарядами, стреляя самим себе по ногам и обличая молодых людей, которые выражают свою позицию более непосредственно – это значит становиться средством подрыва дальнейшего потенциала этого бунта.

Сегодня власти называют насилием акт выбивания стекол. Совершенно очевидно, что то же самое может быть использовано в отношении любых форм протеста, которые не были одобрены или разрешены самими властями, не являются достаточно пассивными и полностью безвредными. Нам стоит это понять, потому что в глазах системы, которая год от года унижает, грабит и давит нас, мы все – громилы.

Мы еще раз заявляем о своей полной солидарности со всеми арестованными, требуем их немедленного освобождения и призываем прекратить их юридическое преследование и травлю в СМИ, отменить любые материальные и иные санкции, наложенные на людей в связи с их участием в протестах.  

Власть людям, а не политическим партиям   

После первоначально стихийной суматохи бунта, пронизанной творчеством масс, открылось и новое пространство для размышлений о стратегии. Если мы хотим, чтобы бунт развился в социальное движение с конкретными требованиями, целями и видением, нам следует найти пути для выражения этих самых требований, которые уже присутствуют в бунте, и продвигать организационную форму, которая может сделать этот процесс возможным. Без этого бунт быстро умрет, и все останется по-прежнему. 

Что касается требований, нам следует идти шаг за шагом и начать с охвата того, что уже высказывалось в самом бунте. Вне всякого сомнения, нам надо сохранить такие структуры социального благосостояния, как общественное здравоохранение и система образования. Мы должны также сохранить существующие трудовые права. При этом нам следует ясно заявлять, что мы не боремся за сохранение старой системы. Не позволяя отнять у нас права, завоеванные в предыдущих сражениях, мы должны сохранять и сердцевину стратегической перспективы.

До тех пор, пока существуют капитал и государство, в общественном образовании, здравоохранении и системе социального обеспечения будут сохраняться элементы эксплуатации и угнетения. Поэтому мы должны также самоорганизоваться в этих структурах, а не просто торговаться ради получения крох с барского стола. Права не дают, их добывают в борьбе!

Некая часть коррумпированной политической элиты, возможно, осознает, что всем им пришел конец, и сойдет с политической арены. Но очень скоро они будут заменены новыми политиками, которые снова, не получив от нас на это никакого права, станут принимать решения от нашего имени. Их интересы – не наши интересы, и они демонстрируют нам это ежедневно многочисленными примерами семейственности, коррупции, проведения различных реформ и антикризисных законов, все больше и больше толкающих нас на обочину общества и выбрасывающих за его пределы.   

Вот почему они должны убираться все, от первого до последнего. Было бы полностью наивным верить в то, что среди них есть хоть какие-то чистые, некоррумпированные люди, в чьих сердцах – исключительно наши интересы, и что они выведут нас из кризиса: достаточно лишь найти их и проголосовать за них на выборах. Сама политическая и экономическая система, с присущими ей авторитаризмом и иерархическим характером, не позволяет нам жить без отчуждения, согласно нашим нуждам и потребностям.

Пока существует капитализм, в котором меньшинство управляет большинством и выбрасывает нас на экономическую и социальную обочину, наша жизнь останется пустой и бессмысленной. Если мы не будем сопротивляться и бороться за иные альтернативы, нами всегда будет кто-нибудь править: патриархи в наших семьях, деканы и студенческие бюрократы в наших вузах, хозяева на работе, политики в правительстве. Мнимая демократия, подаваемая нам в форме выборов, – отнюдь не единственная возможная форма организации нашей общественной жизни.  

Организуемся по мессу жительства, работы и учебы

Если мы хотим, чтобы бунт и его требования стали настоящей социальной силой, нам следует самоорганизоваться. Говоря об организации бунта, мы обязаны подумать о формах, отличных от нынешних путей социально-политической организации. Мы должны организоваться снизу, ьез иерархий и лидеров, повсюду, где подвергаемся эксплуатации и угнетению: в кварталах, где живем, на наших рабочих местах, в учебных заведениях. Крестьянам следует соединяться в кооперативы, кооперативам – связываться с городом. Самоорганизация должна быть стихийной и творческой; она должна развивать свободные отношения и создавать структуры, которые могут обеспечить освобождение личностей. Она призвана следовать принципам прямой демократии, взаимной солидарности, неавторитарности и антифашизма.

Самым первым методом подобной организации мы считаем учреждение ассамблеи на основе прямой демократии, которая вот уже пару лет практикуется бунтарскими движениями по всему миру. Мы можем организоваться на местах в маленькие группы и совместно строить будущее, определяя наши потребности, потребности наших городов и сел. Вместе мы сможем сформировать предложения и выявить наш потенциал, что позволит нам также понять, что в большей или меньшей степени мы в состоянии все сделать сами. Так мы выстроим братские отношения и единство, в котором будет вся полнота жизни для каждого, но не будет ничего для тех, кто хотел бы править нами.

В качестве следующего шага мы предлагаем взаимную координацию таких групп и установление новых форм организации этого рассеянного и растущего бунта. Мы предполагаем, что, на основе наших общих принципов, мы соединимся во фронт групп, организаций и индивидов. Такой фронт должен быть идейно открытым, интегративным и основанным на общих требованиях. Он должен быть организован горизонтально, без центральных органов и официальных лиц, и основываться на автономии личностей и процессе принятия решений на базе прямой демократии.  

Мы призываем все группы, организации и отдельных людей, которые сочтут эту идею приемлемой, организоваться в наших местных сообществах в открытые ассамблеи, чтобы затем связаться друг с другом. Давайте вместе возьмем нашу жизнь в собственные руки!  

С улиц и площадей, 6 декабря 2012 года.    Федерация за анархистскую организацию (ФАО), Словения.

ХРОНИКА ПРОТЕСТОВ:    

21 ноября, Марибор: 1500 участников 

26 ноября, Марибор: 10000 участников, 31 человек арестован (освобождены на следующий день) 

27 ноября, Любляна: 1000 участников 

28 ноября, Есенице: 200 участников 

29 ноября, Крань: 1000 участников, 2 арестованных 

30 ноября, Любляна: 10000 участников, 33 арестованных, 17 раненых; Копер: 300 участников; Нова-Горица: 800 участников; Ново-Место: 300 участников; Веленье: 500 участников; Айдовщина: 200 участников, Трбовлье: 300 участников 

1 декабря, Кршко: 300 участников 

3 декабря, Марибор: 20000 участников, 160 арестованных, 38 раненых; Любляна: 6000 участников; Целье: 3000 участников, 15 арестованных; Птуй: 600 участников; Равне-на-Корошкем: 500 участников; Трбовлье: 400 участников 

4 декабря, Есенице: 300 участников, 41 арестован; Брежице: 250 участников 

5 декабря: Любляна: Студенческий протест перед Художественным факультетом, 500 участников 

6 декабря: Любляна: Студенческий протест перед парламентом, 4000 участников; Копер: 1000 участников, 2 арестованы; Крань: 500 участников; Изола: 50 участников 

7 декабря: Мурска-Собота: 3000 участников; Бохиньска-Бистрица: 50 участников; Айдовщина: 150 участников; Любляна: 3000 участников  

8 декабря: Нова-Горица: 300 участников 

9 декабря, Брежице: 200 участников 

10 декабря, Любляна: 100 участников; Марибор: 200 участников (солидарность с арестованными); Птуй: 200 участников 

13 декабря, Любляна 

14 декабря: Марибор 

21 декабря: Намечены выступления во всех городах Словении
 

СОБЫТИЯ В МАРИБОРЕ, 14 ДЕКАБРЯ   Один из лозунгов: «Заводы – поэтам, слово – рабочим!»

15:45: В Мариборе на 16:30, несмотря на сообщения об отставке мэра Франца Канглера, начинается «четвертое мариборское восстание». Организовавшись через через Facebook, протестующие требуют роспуска всего городского совета. Люди снова приглашаются на площадь Свободы, чтобы «громко и ясно сказать, что всем им конец». «С отставкой Франца мы выиграли первый бой, но, конечно, еще не победили. Подручные Франца остаются на месте…», – пишут в социальной сети.   

15:46: В Марибор доставлена водяная пушка, на случай, если протесты снова приведут к беспорядкам. Неофициально протест направлен теперь также против суда и тюрьмы, где содержатся несколько участников прошлой акции протеста.

15: 47: Начался дождь. Повлияет ли это на участников протестов? 

16:02: Пока все идет мирно, но полиция наготове

16:24: На площади Леона Штукля на всякий случай закрыты праздничные киоски

16:30: На площади Свободы уже около 100 протестующих и 4 фургона полиции

16:43: Народ постепенно подходит. На площади Свободы уже около 300 человек.

16:52: Собралось уже около 500 человек. На соседней площади Штукля играет музыка. Люди у одного открытого «смелого» киоска пьют глинтвейн

17:03: 1000 человек на площади Свободы. Слышно плохо. Зачитывается манифест. Сообщеается, что 20 декабря в Мариборе состоится новая акция

17:22: Ничего еще не закончено. Через динамики призывают продолжать акцию. На площади уже около 2000 человек.

17:28: Выступающий С. Яшар призывает сохранять мирный характер протеста. В 6 часов вечера должно начаться шествие по городу.

17:33: «Мы не верим, что мэр ушел в отставку, хотим отставки городского совета», а потом падет и правительство, – говорят протестующие

17:43: В 18.00 начнется шествие по Марибору к тюрьме в поддержку заключенных, к ратуше, по Почтовой улице к университету, где выступит музыкальная группа «Комбинат»

17:50: Протестующие заявляют, что Канглер должен официально уйти до 15.00 20 декабря

17:53: Шествие начинается. Демонстранты направляются к тюрьме

18:04: В демонстрации идут от 3 до 4 тысяч человек. Заключенные машут им из окон тюрьмы

18:17: Длинная многотысячная колонна протестующих пересекает площадь Леона Штукля. Люди скандируют «Ему конец!», направляясь к ратуше.

18:36: На Главной площади протестующие сжигают символическое изображение спрута с фотографиями святых

18:43: «Деньги людям, а не церкви» и «По ним уже отзвонило», – скандируют люди на Сломшковой площади

18:49: Протест подходит к концу. Выступающие говорят об угрозе для образования и важности знаний. Начинается выступление «Комбината»

18:58: Перед собравшимися выступает ректор университета Даниель Реболь. Митинг заканчивается пением «Интернационала» и аплодисментами

Источник

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад
Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

1 месяц назад
2

Свободные новости