Франция

Антиавторитарный социализм Бакунина и "право нации на государственность"

Что такое государство - право или несчастье? Можно спросить, чем работа на владельца предприятия, человека, имеющего одно происхождение с работником, лучше работы на хозяина другой национальности? То же самое можно спросить о чиновниках. Что меняется от того, где сидит чиновник, управляющий людьми, в офисе в Брюсселе или в офисе в Мадриде, или в офисе в Барселоне? Ведь это он управляет обществом, а не наоборот. Тогда, какая разница?

Карин Клеман: бессрочная забастовка во Франции и «желтыжилетизация» социального протеста

Из-за известных обстоятельств чувствую себя вынуждена прокомментировать то, что сейчас происходит во Франции. Да, сегодня был массовый общенациональный день протеста и начало бессрочной забастовки. Метро в Париже не ходило. Сотни тысяч людей вышли на улицу везде.

Может казаться, что все вернулось в обычное русло. Желтые жилеты забыты, профсоюзы и партии (левые) взяли вверх. Но это совершенно не так. Желтые жилеты преобразовали пейзаж протестной Франции.

Республика на рабочем месте

Пьер-Жозеф Прудон

Я не согласен по очень многим вопросам с Александром Шубиным, но емко и по делу излагается им мысль Прудона: ". Абсолютизм - это плохо. Это французы уже поняли. Эту утопию мудрого правителя они уже реализовали и поняли ее абсурдность. Тогда Прудон говорит: Почему на предприятии у вас абсолютная власть собственника, а в государстве вы стремитесь к демократии?

Что эффективнее: частная промышленность или государственная?

Вопрос о том, что эффективнее, частная промышленность или государственная, обсуждается уже более ста лет и тема это, конечно, глубока. И написано об этом много. Но важно уточнить вопрос. Что значит - эффективнее?

Какие существуют формы рабочего движения? Чем они отличаются друг от друга?

Российский троцкист, публицист и историк Артем Кирпиченок. пишет следующее: "Алан Вудс - один из крупнейших современных марксистов... Он рассказывает о феномене "предательства" руководства профсоюзов и рабочих партий, когда они в революционной ситуации переходят на соглашательские и реформистские позиции. Данное явление объясняется тем, что они находятся под особым давлением со стороны буржуазного государство и гражданского общества, что вполне логично, но наводит на крайне пессимистичные рассуждение. Наблюдая раз за разом "предательство" (я ставлю это понятие в кавычки как научный термин) руководства начинаешь задумываться о его неизбежности.

Социальная революция Михаила Бакунина и классы

Михаил Бакунин

Социальной революцией Михаил Бакунин (1814-1876) называл массовое низовое народное движение, которое изменяет общество полностью и радикально, ликвидирует классовое неравенство и вводит систему общественного самоуправления. Такая система есть федерация (горизонтальный добровольный союз) самоуправляющихся производственных и территориальных коллективов. Федерация, обладающая всеми возможностями для управления странами и континентами - антиавторитарный социализм (или анархизм в понимании Бакунина).

Исторический бастион анархо-синдикализма

Часто приходилось встречать мнение, что анархо-синдикализм - борьба рабочих союзов на рабочем месте за повышение зарплаты - не ведет к радикальному изменению общества и к его превращению в союз самоуправляющихся предприятий. Что эта идея вообще была ошибочной, "анархо-синдикализм был ошибкой". "Экономическая борьба не перерастает в революционную". Подобные утверждения делались на основе того, что сегодня такой борьбы нет, анархо-синдикалистских серьезных организаций нет и вообще "мощной борьбы на рабочем месте тоже нет".

"Хватит жаловаться на жизнь! Открой свой бизнес!": про пошлость

"Хватит жаловаться на жизнь! Почему бы желающим, людям, которых не устраивает низкая зарплата или безработица, не продать, например, квартиру и самим не организовать свое дело, бизнес, или даже кооператив?". Это - пошлость, которую часто можно услышать от деток богатых родителей или от немного своеобразных людей, придерживающихся ультра-либеральных взглядов на экономику. Но мне недавно говорил это человек, которому 50 и который живет на деньги родителей (я не осуждаю его за то, что он так живет, так как он работал много и потерял работу не по своей вине пару лет назад, но лучше бы не говорить ему так).

Сексуальная контр-революция

Есть такое мнение, что революция 1968 года потерпела поражение в социально-классовом и политическом плане, но выиграла в социально-культурном плане. Мне это утверждение никогда не было понятно. Система ценностей ядра участников революции 1968-1977 гг в Италии и Франции была полностью отвергнута капиталистической системой. "Ты нужен боссу, а он тебе не нужен!", "Баррикады перекрывают улицы, но открывают путь!" и т.п. лозунги, захваченные рабочими (в самоуправление) заводы и захваченные студентами университеты, где комитет оккупированной Сорбоны назвал себя преемником Кронштадта 1921 гг - ничто из этих ценностей принято системой не было и все эти оккупаи были разбиты.

«Желтые жилеты», акт 23: траура не вышло

Более 100 тысяч человек приняли участие в 23-м "дне протеста" движения "желтых жилетов" во Франции. Демонстрации прошли в 115 населенных пунктах. Они знаменовали собой "ультиматум" Макрону, чья популярность упала до рекордно низкого уровня в 27%; 40% им недовольны. "Столицей" протеста на сей раз стал Париж, где произошли самые серьезные уличные столкновения с полицией за последние недели.  Для борьбы с протестующими власти собрали 60 тысяч полицейских и жандармов. В Париже на улицы были выведены 6 бронемашин.

Желтые жилеты - борьба еще не кончена

Я посмотрел в интернете новости о Желтых жилетах. После пожара в соборе кое-кто предполагал, что это будет использовано как повод для того, чтоб прижать протесты. Мол, у нас тут соборы горят, а вы! Кто-то даже предположил, что его специально сожгли ради провокации. Это уже конечно, перебор, но само появление такого мнения показательно.

Действительно, Макрон попытался выступать в таком духе. Однако реакция была скорей обратной. Все обратили внимание, что на восстановление собора деньги сразу нашлись, а на социальные нужды их нет. Тут же вспомнили Гюго с его самыми известными романами, мол Собору Парижской Богоматери готовы помочь, так будьте готовы помочь и отверженным.

Сакине Джансыз: "Вся моя жизнь была борьбой"

Сакине Джансыз

подготовил текст о том, почему мы будем читать перевод воспоминаний Сакине Джансыз.

«Вся моя жизнь была историей побега. В заключении всегда есть желание освободиться. И, на мой взгляд, мечтой революционера должен быть побег. Мечта о свободе должна быть сильнее всех тюрем».

Антон Паннекук: Чем социальная революция отличается от буржуазно-демократической?

Революции бывают разными, буржуазными и социальными. Чем они отличаются? Во время буржуазно-демократических революций слабо организованные многоклассовые движения, протестующие против диктатуры, движения где имеют большое влияние различные централизованные оппозиционные партии, профсоюзы и крупные буржуа, говоря старым языком (сегодня говорят "олигархи"), сносят действующее правительство. Затем они поднимают к власти новое. Новая власть проводит реформы (например, передел собственности между олигархами, иногда так же - переход к парламентской системе честных выборов, облегчение предпринимательской деятельности). При этом массы низового (трудящегося) населения не получают власть, влияние, контроль над ресурсами. Примеры таких революций - Революция Роз в Грузии, Бархатная Революция в Армении или Арабская весна. Социальная революция - это совершенно другой процесс, в ходе которого самоорганизованные социальные низы, т.е. все люди, не обладающие политической властью в стране и хозяйственной властью на предприятиях, берут эту власть в стране и на предприятиях в свои руки. Примеры таких революций - события в Испанском Арагоне в 1937 году и в Будапеште в 1956 году.

«Желтые жилеты», 21 акт: «тихо-мирно, но угрожающе»

Желтые Жилеты

Известный общественный активист, сопредседатель профсоюза "Учитель", об 21 раунде противостояния французского государства и  движения "Желтых Жилетов" в субботу 6 апреля  2019 года.

К истории бесконечных французских революций: встреча с Анри Симоном

Анри Симон - французский сторонник коммунизма рабочих советов (), самоуправления трудовых коллективов, участник революции 1968 года, многолетний издатель журнала "Echange". Это - одно из самых интересных изданий о рабочем движении, о его прошлом и настоящем, о забастовках на всех континентах... от репортажей о стачечных комитетах в ЮАР во время забастовок на шахтах, до истории японского анархистского рабочего движения.

Желтые жилеты Франции и Арабская весна

Желтые Жилеты

Представляет интерес заметка Александра Шубина о движении Желтых Жилетов во Франции. По мнению Шубина, у ЖЖ отсутствует альтернатива современной капиталистической системе (идеи самоуправления, вокруг которых бушевали страсти в 1968 г). Сегодня в движении Желтых Жилетов наблюдается смесь антиглобалистских идей в духе "левых" и "правых" государственников, Ле Пен и Меланшона. Что это такое? Рост социального государства + вопрос о миграции, вот что волнует людей. Они не мыслят свое существование вне классов и вне государства. Большинство участников ЖЖ хотят лишь усиления заботы государства о бедняках и\или ограничения трудовой конкуренции со стороны рабочих-мигрантов.

«Желтые жилеты» 18 акт: не сгорит так утонет

Более 230 тысяч человек человек вышли на улицы во Франции в 18-й день протеста движения противников неолиберальных реформ - "желтых жилетов". Комментаторы отмечают рост настроений возмущения и радикализма среди протестующих.  В Париже мишенью демонстрантов стали роскошные магазины и рестораны в центре города - символы кичливого и высокомерного богатства правящих классов.

Апостол Павел марксизма

Если в исламе есть шесть пророков: Адам, Нух, Ибрагим, Мусса, Иса и Мухаммед, то в анархизме можно выделить шесть мыслителей: Лао-Цзы, Диогена, Прудона, Бакунина, Маркса и Кропоткина; Маркс, при такой аналогии, соответствует Исе, то есть Иисусу. Это, конечно, шутка, но в каждой шутке есть доля истины. Маркс действительно чем-то схож с Христом, если конечно, считать того реальной личностью. Например, сторонники Маркса обычно относятся к нему куда более трепетно, чем анархисты к Бакунину или Кропоткину.

«Желтые жилеты» акт 16: пусть расцветают сто цветов, но все – против Макрона»

2 марта  во Франции прошла очередная акция общенациональных протестов против политики администрации действующего президента Эммануэля Макрона. По данным Министерства внутренних дел Пятой республики, в демонстрациях «жёлтых жилетов» по всей стране приняли участие 39,3 тыс. человек.  Однако организаторы демонстраций утверждают, что на улицы 150 населённых пунктов по всей стране вышли по меньшей мере 92 тыс. активистов. Окончательные итоги XVI акта выступлений «жёлтые жилеты» подведут в воскресенье.

Авторские колонки

Michael Shraibman

 Существует мнение, что проект свободного общества неразрывно связан с греческой античной традицией. Вот, например, что писал об этом французский философ 20-го столетия Ги Дебор: "Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению...

1 неделя назад
4
Michael Shraibman

О, не твои ли трубы рыдали Четыре ночи, четыре дня С пятого марта в Колонном зале Над прахом, при жизни кромсавшим меня… Ольга Бергольц Захоронение генерала Солеймани в Иране было отложено после 40 убитых и 213 раненых в давке во время траурных церемоний. В каждом месте...

1 неделя назад
3

Свободные новости