Крах национального государства на Ближнем Востоке

События, которые имеют место на Ближнем Востоке, сложны и запутаны. Столкновение множества сил - внутренних и внешних (пришедших в регион) порой мешает увидеть наиболее значимые вещи. Между тем, в регионе идет развал национальных государств - унитарных централизованных систем, которые силой навязывали свою политическую волю, язык, формы общественной организации и идентичность различным этно-конфессиональным группам. Сначала развалились Сирия и Ирак.

В Сирии правящий клан Асада из секты алавитов установил фактически абсолютную монархию, лицемерно используя для оправдания своего существования идеологию арабского национализма и арабского единства. Это в конце концов закончилось восстанием арабов-суннитов, курдов и туркоманов.

В Ираке правил суннитский арабский клан Саддама Хуссейна, в итоге шиитское арабское большинство (или, во всяком случае, большая его часть) и курдское влиятельное меньшинство встретили американские войска с распростертыми объятиями. В обоих случаях национальные государства исчезли, сменившись этно-конфессиональными самостоятельными регионами. Нечто подобное может в любой момент произойти в соседних странах, в Турции и Иране.

В крупнейших городах Турции существует мощная светская оппозиция Эрдогану, тогда как последний опирается на турецкую суннитскую консервативную глубинку. Кроме того, в стране проживает около 20 млн курдов и 7 млн алевитов (алевиты - шиитская секта, правда около половины алевитов - курды, т.е. курды и алевиты - это пересекающиеся множества). Грубое навязывание суннитского ислама и насильственная тюркизация курдов, лишенных местного муниципального самоуправления (сотни мэров и муниципальных работников курдских городов арестованы) и бесплатных школ на родном языке ведет к усилению гражданской войны. Среди алевитов так же растет недовольство. Более высокий уровень рождаемости у курдов, чем в среднем в Турции, и массовая миграция курдов в крупные города и в средиземноморские регионы страны, ведут к постепенному изменению этнического баланса в пользу курдов. Поэтому продолжение курса Эрдогана грозит тем, что Турцию просто разорвет на куски, как Сирию. Иран - это государство, которое основано на насильственной персизации приблизительно половины населения страны.

В Иране компактно проживают 8 миллионов курдов (иранский Курдистан, Рожхалат), 3 миллиона арабов в провинции Хузестан и 20-25 миллионов азербайджанцев, их столица - Тебриз. Есть и другие угнетенные народы. Отсутствие местного самоуправления у этих этносов, отсутствие школ на местных языках (все учат в школах только фарси), развитых национальных институтов, насильственная иранизация, обращение в персидскую культуру и язык, ведут к взрыву. Это происходит на фоне того, что рядом уже существуют фактически курдские государства - в Сирии и Ираке, и полноценное Азербайджанское государство. Национальная политика Ирана ведет к острейшему кризису.

Иран и Турция либо превратятся в федерации народов, либо развалятся на куски, как Сирия и Ирак под натиском восстаний угнетенных этно-конфессиональных групп. Все приходит на Ближнем Востоке к одному и тому же.

P.S. Силой невозможно удержать в повиновении угнетенные этносы в том случае, если они составляют массивную часть общества. Существует ли решение этой проблемы без распада больших стран на отдельные государства? Американский исследователь, историк и анархист Мюррей Букчин полагал, что такая возможность есть. Он назвал ее термином "либертарный коммунализм". Букчин предлагал местным общинам вести борьбу за власть народных собраний, за право коллективно распоряжаться землей, предприятиями и законами на своей территории, за полностью самостоятельную организацию жизни. В качестве основного метода борьбы он видел прямое действие - блокаду работы государственных органов, отказ от уплаты налогов, переход к полной самостоятельности. Затем общинам следовало, по его мнению, объединиться в конфедерацию для решения тех задач, которые не могут быть решены на местном уровне. На Ближнем Востоке близкие идеи высказывает курдский лидер Абдулла Оджалан. По его мнению с помощью демократического конфедерализма можно решить национальный вопрос - каждое местное сообщество получает большую самостоятельность. Но подобные идеи в настоящий момент не имеют поддержки большинства населения Ближнего Востока и воспринимаются им как спорные.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер.

Авторские колонки

Michael Shraibman

Что такое социализм и почему он может быть только классовым, антиавторитарным (горизонтальным), самоуправленческим? Ответ на этот вопрос дает, например, цитата из бразильского антиавторитарного социалиста (и при этом, что любопытно, марксиста) Маурисио Трахтенберга. И здесь ответы на вопрос о том,...

1 неделя назад
3
Владимир Платоненко

Шрайбман в одной из своей записей в Фейсбуке задался вопросом, почему политическая элита Германии поощряет и пропагандирует идею коллективной вины немцев за действия нацистов. Как часто бывает, у этого несколько причин. Лично я могу назвать четыре. Причина первая: чувство вины мешает людям...

1 неделя назад
5

Свободные новости