Революции требуют роста потребления, а не наоборот

Некоторые сторонники зеленых идей говорят о необходимости сокращения потребления. Нет спору - современный общественный порядок, установившийся в мире, наносит ущерб окружающей среде. Однако, огромная часть человечества продолжает страдать от бедности, в том числе и в развитых странах. Улучшение качества производства и забота об окружаюшей среде не должно быть связаны с бедностью. Людям требуются и хлеб, и чистый воздух.

***

Cоциальные революции - это такие революции, которые стремились вручить в руки большинству населения возможность управлять своей коллективной жизнью на производстве и территории. Социальные революции направлены на то, чтобы изменить всю ткань общественных отношений, ликвидировать наемный труд и неравенство, власть начальников. Они стремились заменить политическую и экономическую систему властью собраний работников и подконтрольных этим регулярным собраниям органов самоуправления (Советов, заводских комитетов и т.д.) для осуществления текущих оперативных задач управления (с правом отзыва любого делегата в любой момент). Социальных революций в истории было немного - от Парижской коммуны 1871 г до событий в Иране в 1979 г, в Польше в 1980-1981 гг и внезапно в Ираке 1991 г. Русская (1917-1921), германская (1918-1923) и испанская (1936-1939) революции - тоже социальные. Что там обычно происходило? 

Революции требуют роста потребления 

Революции обычно совершают небогатые и бедные люди, которые страдают от экономических проблем. Они требуют роста потребления (рабочих мест, стабильной работы, ликвидации безработицы, бесплатной медицины, социальных услуг, образования и хорошее жилье). Никто или почти никто из участников не хочет ездить на лошадях (вместо поездов и автобусов) и жить в небольшой общине без современной медицины. Если революция не удовлетворяет их запросы, многие быстро разочаровываются в ней. Так например, сотни тысяч революционных русских рабочих в 1918-1921 гг стали выступать за возвращение заводов бывшим владельцам - бизнесменам или, как отмечается исследователь рабочего класса той эпохи, Сергей Яров, по крайней мере, не выступали против приватизаций. Причиной этого было то, что новое государство управляло заводами хуже и платило рабочим зарплату меньше, чем старые хозяева, или вовсе не платило ее. Итак, революции и выступления социальных низов - это про рост потребления.

Революции сопровождаются борьбой с противником

Всякая революция вызывала противодействие внешних и внутренних сил. Это верно для почти всех буржуазных революций (или преимущественного буржуазных), вроде революций в Нидерландах, США и Франции. Это так же верно для социальных революций от Парижа 1871 до Сулеймании (Ирак) 1991. Революция сопровождается попытками военных переворотов, интервенциями и экономическими блокадами, потому что ее противники не хотят отдавать власть и богатство и сопротивляются ее распространению. В этих условиях в Иране новый режим отчаянно пытался сохранить промышленность и наладить переброску на фронт (шла война с Ираком) оружия, топлива и миллионов бойцов, многие из которых были добровольцами и вели нечто похожее на партизанскую войну. Нечто подобное делали Рабочие Советы в иракском Курдистане в 1991 г и революционные Советы в Будапеште в 1956. В ходе революций ведется борьба за всякое рабочее место и всякий способ произвести все, необходимое для борьбы. Правда режим большевиков в России или духовенство в Иране, разрушили рабочие Советы, созданные самими работниками для управления промышленностью. Диктатуры Ленина или Хомейни возложили задачи обороны или революционной экспансии на плечи бюрократии. Но если бы власть осталась в руках Советов, им бы пришлось решать точно такие же задачи, подобно тому, как это делал Кронштадтский Временный революционный комитет (ВРК) в 1921 году. Партизанские армии Махно и Рогова в Украине и Сибрии так же должны были решать сложные задачи, связанные со снабжением, логистикой, созданием опорных баз. Одной из причин поражений грандиозных восстаний трудящихся (за вольные Советы и против большевиков) - Чапанной войны (1919) и Западно-сибирского восстания (1921) стало почти полное отсутствие огнестрельного оружия и боеприпасов у сотен тысяч повстанцев (крестьян и рабочих).

Революции требуют решения организационных и научно-технических задач огромной сложности

Коллективное управление сложным производством, даже одним предприятием, на котором занятые тысячи людей, есть чрезвычайно сложная задача. Ее решение само по себе требует огромной концентрации усилий и привлечения большого числа квалифицированных специалистов. Кроме того, работникам потребуется изучить управление производством, с тем, чтобы не быть отчужденным от него и разбираться в процессе производства. Такое же управление в условиях блокад и противостояния с врагом - задача намного более сложная. А чтобы при этом еще не уронить, а поднять уровень жизни, потребовались бы серьезнейшие усилия. Что же касается задачи перестройки промышленности с целью сделать ее более экологичной (а этот вопрос придется решать в будущем любой общественной системе) - то такая задача - еще более сложная, ибо придется создавать нечто совершенно новое. Создание принципиально новых производств и технологий потребует еще больших усилий - организационных, производственных, научных.

Выводы

Теперь смешаем c помощью блендера все это вместе. Что мы увидим? Социальная революция, как доказывает исторический опыт (в том числе опыт конца 20 столетия) есть чрезвычайно сложный и противоречивый процесс. В том числе потому, что она пытается решить различные и во многом взаимоисключающие задачи. Возможно, в этом одна из ключевых причин их поражений. Люди пытаются одновременно увеличить (а не уменьшить! - еще раз повторю это) материальное потребление, наладить коллективное управление производством и отразить сильный натиск противника. Все три задачи чрезвычайно сложны сами по себе. Но одновременное их решение требует таких грандиозных усилий, которые человеческая цивилизация пока не совершала ни разу (хотя в некоторых случаях была близка к этому). Все это не имеет почти никакого отношения к созданию маленького кооператива по производству пива или пиццы группой энтузиастов, хотя такой кооператив может кому-то помочь в условиях революции. Все это не устроит тех экологов, которые требуют немедленно ограничить потребление. И, разумеется, это не утроит сторонников возвращения к примитивным технологиям прошлого.

P.S. Кто-то может быть сторонником революций, а кто-то их противником - контр-революционером. Я не обсуждаю здесь данный вопрос. Понятно, что у людей разное отношение к социальным революциям. Здесь попытался сказать о другом, о том, что они такое.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

Всю правду о теракте в "Крокусе" мы узнаем нескоро. Если вообще узнаем. Однако кое о чём можно судить и сейчас. Теракт сработан профессионально. Перебита куча народу, подожжено здание, участники теракта спокойно уходят и исчезают. Это могли быть и ИГИЛовцы, и ФСБшники. В пользу исламистов...

1 месяц назад
Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад

Свободные новости