Арабский мир в огне. Диалог с сирийским анархистом.

Публикуем перевод интервью взятого редакцией международного анархистского информационного портала ANARKISMO.NET у сирийского блоггера и анархиста Мазена Камальмаза. Темой разговора стали беспрецедентные массовые восстания и беспорядки вспыхнувшие в странах арабского востока в декабре прошлого года и продолжающиеся до сих пор.

- Сейчас основы давних деспотических режимов в Африке сотрясают волны внезапных массовых протестов. Хоть что-то их предвещало?

Самое интересное, что можно сейчас сказать об этом революционном взрыве, прокатившемся по арабскому миру, - он произошел в тот момент, когда практически никто его не ожидал. За несколько дней до массовой демонстрации в Египте Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила о стабильности египетского правительства, но сейчас нет ничего, что было бы стабильно: регион охвачен народным восстанием, а репрессивные режимы вынуждены готовиться к самому худшему.

Во всех этих событиях в разных странах было нечто общее — то, что не заметили ни режимы, ни государственные мужи, ни даже интеллектуалы — гнев, скрытый, подавлявшийся государствами с помощью репрессий, бедность и безработица, возраставшие повсюду... но правительства — и местные, и западные — полагали, что этот гнев можно контролировать... сейчас их заблуждения очевидны.

- Какое значение имеет бегство Бен Али из Туниса?

Это лишь первая ступень, впереди — высокая лестница. Главный урок этих событий состоит в том, что народ, восставший народ, может противостоять репрессиям и победить. Еще рано подводить итоги, все слишком запутано, но так или иначе, люди почувствовали свою настоящую силу, и они все еще на улицах, поэтому борьба по-прежнему открыта для многих возможностей.

- Как распространяется восстание? В каких еще странах могут произойти массовые выступления?

Сейчас можно с большой долей уверенности сказать, что продолжение может быть где угодно. Возможно, Алжир, Йемен и Иордания сейчас являются такими горячими точками, где может произойти восстание. Главное — понимать, что египетская революция будет иметь очень большое воздействие повсюду — оно намного превзойдет самые наихудшие ожидания диктаторов и всех, кто их поддерживает.

- Каковы фактические последствия революции в Египте, стране, занимающей второе месте в мире по объемам военной помощи со стороны США?

Египет — самая большая страна на Ближнем Востоке, его стратегическая роль как одного из столпов ближневосточной политики США крайне высока. Даже если старый режим сможет еще продержаться какое-то время, или новый режим окажется проамериканским, давление масс на власть теперь будет гораздо сильнее. Короче говоря, интересы США, как главного сторонника существующего режима, в высшей степени пострадают в результате восстания египетского народа.

- Какова роль «Мусульманских братьев» в ходе этих протестов? Приняли ли в них участие сторонники «старых левых»?

Очень важно, что все эти события — демонстрации и столкновения с полицией — носили совершенно спонтанный характер и были полностью инициированы снизу. Да, различные политические партии присоединились позже, но в целом это восстание  в большой степени было проявлением независимой активности масс.

То же самое касается и исламистских политических групп. Возможно, они полагают, что смогут прийти к власти путем выборов, но это довольно проблематично, когда улицы заполнены восставшим народом. Я думаю, что массы будут активно противостоять любой власти, пытающейся навязать себя. И даже если это и произойдет, люди уже не позволят превратить себя в пешек, управляемых кем-то сверху, - в первую очередь потому, что они будут полны эйфорических воспоминаний о моментах наивысшей свободы, добытой ими в борьбе. Ни одна власть, ни один режим не сможет так легко снова принудить их к подчинению.

И еще один момент, который нужно учитывать: в ходе революции люди более открыты либертарным и анархическим идеям, свобода, а не власть, становится главной идеей. Некоторые сталинистские группы являются лишь олицетворением всего самого отвратительного, что есть в авторитарном социализме. К примеру, партия, ранее именовавшаяся Тунисской коммунистической партией [с 1993 года — Движение обновления. Прим. переводчика] вместе с правящей партией президента участвовала в формировании
правительства после бегства Бен Али.

Другая авторитарная группа — Тунисская коммунистическая рабочая партия активно участвовала в демонстрациях, но ее действия были крайне противоречивы: после того, как Бен Али бежал, она призывала к созданию местных советов или комитетов самообороны, а некоторое время спустя руководство этой партии стало доказывать необходимость созыва нового законодательного собрания и формирования правительства. В Египте происходит практически то же самое: есть реформистские левые группы, такие как Национально-прогрессивная партия единства (или Tagammu), и революционно настроенные леваки.  

Я не могу точно описать роль анархистов и других либертариев (кроме нашей, анархической тенденции, еще развивается движение рабочих советов) — из-за невозможности полноценной коммуникации с товарищами в тех странах, где произошли восстания. Однако, я должен еще раз подчеркнуть уже сказанное: эти революции стали результатом борьбы самих людей. В Тунисе важную роль на поздних стадиях восстания сыграли местные профсоюзы.

Мне хотелось бы подробнее рассказать о сформированных восставшим народом местных комитетах, которые являются одним из наиболее интересных проявлений его революционного действия. На фоне мародерства, в которое включились в основном бывшие сотрудники тайной полиции, люди создавали эти комитеты на действительно демократической основе, как противовес авторитарным институтам, управляемым властвующей элитой.

В Египте сейчас своего рода двоевластие — местные комитеты и правительство Мубарака, спрятавшееся за танками и  винтовками своих солдат. И это все происходит в регионе, где диктатура и авторитаризм столь привычны... В этом и состоит все величие революций — сколь быстро они меняют мир. Однако, это не значит, что мы уже одержали победу; наоборот, настоящая борьба еще впереди.

- Подводя итог, каков ваш общий взгляд на данные события? Что они предвещают?

Это начало новой эпохи. Народные массы на подъеме. На кону их свобода. Престолы тиранов дрогнули. Вне всяких сомнений, мы стоим на пороге нового мира.

Блог Мазина Камальмаза (на арабском)

Источник 

Перевод: VW

Ссылки на материалы по данной тематике:

Революция опять на повестке дня

Сегодня Египет - завтра весь мир

Египет: интервью с анархо-коммунистом на Площади Свободы в Каире

Политические и социальные протесты в Тунисе – интервью с двумя тунисскими активистами

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

2 недели назад
2
Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

3 недели назад

Свободные новости