К 65-й годовщине рабочей революции в Венгрии в 1956 году

Что стало экономической причиной стремительной самоорганизации венгерского рабочего класса и его перехода к самоуправлению в октябре - ноябре 1956 года? О самой глубокой социальной революции в истории 20 столетия - революции рабочих советов в Венгрии в 1956 году, много что написано, но есть интересные исследования экономистов на сей счет.

.  Целью режима венгерских большевиков в рамках планов, установленных СССР (войска СССР контролировали Восточную Европу), было наращивание производства оружия, что требовалось для растущего противостояния СССР и его сателлитов с США. Чтобы нарастить производство оружия, надо было развивать тяжелую промышленность, и Венгрия, впрочем и до того имевшая развитую промышленность, стала стремительно индустриализироваться, все больше превращаясь в страну угля и стали. Наряду с традиционными для этой страны отраслями, режим ленинистов выстроил мощнейшую металлургическую промышленность. Признаками военной истерии был тот факт, что тяжелая промышленность росла быстрее всего (на 66 процентов), а легкая промышленность медленнее всего (на 20 процентов).

Откуда было взять рабочие руки? Режим Матиаса Ракоши, режим венгерских большевиков, превращал венгерское крестьянство в рабочих. За 10 лет индустриализация привела к тому, что доля ВНП, созданного промышленным пролетариатом, выросла примерно на 20 процентов, составив 65% ВНП. 300 тысяч крестьян мигрировали в города (все население Венгрии составляло около 7 млн, из них примерно половина жила в селе). Другим источником формирования промышленного рабочего класса, вероятно, стали массовые репрессии. Согласно данным, которые приводит российский историк Р. Пихоя, репрессиям подверглись 600 тысяч венгров (8-9% населения страны), представители разных общественных слоев. Многих из них принудительно отправили работать на шахты и фабрики.

Национальный доход на душу населения в первой трети 1950-х годов вырос примерно на 30%, достигнув уровня, значительно превышающего довоенный (до Второй мировой войны). Однако уровень доходов населения не рос, а падал!

Причиной стали огромные отчисления с доходов и очень высокие инвестиции в дальнейший рост промышленности. У рабочих просто отбирали то, что они создавали, направляя средства на индустриализацию - она проводилась за счет трудящегося класса. Это была настоящая сверх-эксплуатация. Платежеспособный спрос в начале 1950-х годов сдерживался постоянным ростом потребительских цен и выпуском облигаций плана и мирного займа, подписка на которые была якобы добровольной, но на самом деле обязательной. Благодаря различным мерам государства, реальный доход рабочих и служащих в 1952 году составил лишь две трети от того, что было в 1938 году, тогда как в 1949 году эта доля составляла 90%! Происходило более или менее общее обнищание и пролетаризация (превращение в нищих рабочих фабрик и заводов) населения Венгрии.

Были и другие причины падения уровня жизни. Венгрия выплачивала послевоенному режиму СССР репарации. Она изначально была обязана выплатить Советскому Союзу, Чехословакии и Югославии сумму в 300 миллионов долларов за шесть лет (по тем временам - колоссальная сумма). На практике стоимость этих репараций удвоилась из-за резкого роста цен на мировом рынке, так что потребовавшиеся усилия в течение нескольких лет сдерживали экономику страны. Соглашение о перемирии обязывало Венгрию снабжать размещенные там советские войска. Еще одним последствием войны стало то, что фабрики, заводы и недвижимость, ранее полностью или частично принадлежавшие германской стороне, перешли в собственность СССР. В конце 1940-х годов появилась возможность выкупа этих предприятий венгерским правительством, но многие из них в течение ряда лет работали как советско-венгерские совместные предприятия. На венгерскую экономику легли дополнительные расходы в размере 150-180 миллионов долларов. Все эти обязательства вместе взятые означали, что венгерское государство должно было выделить более трети своих расходов на выполнение международных обязательств по репарациям в 1945-48 годах.

Кроме того, режим делал ставку на развитие тяжпрома (металлургия, машиностроение) во многом игнорируя легкую промышленность (производство товаров широкого потребления для общества, например, одежды). В то же время крестьян-фермеров силой загоняли в местный аналог госпредприятий - колхозов. Они бежали из села, 600 тысяч гектаров плодородной земли пустовали. Хаос плановой экономики - командной экономики (где в роли собственника фабрик и земли - в роли эксплуататора, присваивавшего результаты чужого труда - выступал чиновно-бюрократический аппарат государства) привел к хроническому дефициту и кризисам в общественном снабжении. Выросли очереди за дефицитными продуктами: многих нужных населению вещей попросту не хватало. Разные сектора экономики плохо координировали свои усилия. Поэтому в 1951 году пришлось ввести нормирование хлеба, сахара, муки и мяса.

События июня 1953 года ("Новый курс" Имре Надя) не изменили эти процессы коренным образом (наблюдалось некоторое сокращение диспропорций между ценами и заработной платой). Но когда весной 1955 года Надь пал, ситуация более или менее продолжилась там, где она закончилась летом 1953 года.

Но вот что еще интересно. Одним из существенных изменений, в значительной степени определяемых политической сферой, было радикальное изменение в распределении доходов и соотношении заработной платы между различными социальными и профессиональными группами. Традиционное неравенство ослабло. Иными словами, рабочие и специалисты оказались в схожем положении.

И наконец, отнимая у рабочих все большие средства, которые вкладывались в индустриализацию, что вело к падению качества жизни, режим был ограничен в возможности стимулировать рабочих на более эффективный труд с помощью роста зарплат и реальных доходов. Поэтому рабочих и специалистов принуждали к труду угрозой штрафов и репрессий. Массовые репрессии в Венгрии, которые проводила компартия, были не только политическим механизмом, атаковавшим критиков режима, но и способом запугивания рабочего класса, способом его мобилизации на фабричную работу.

Итак, что же получилось в итоге? Хотя развивались разные районы страны, 70% промышленности Венгрии были сконцентрированы в Большом Будапеште - столице страны с пригородами. Население будапештской агломерации составляло около 2,5 - 3 млн человек - почти 40% жителей страны. В столице находилось около миллиона промышленных рабочих. Их концентрация на крупных фабриках, производительность труда и квалификация росли, а доходы падали. При этом сближалось, выравнивалось экономическое положение рабочих и специалистов, которые были одинаково возмущены продолжающимся падением качества жизни на фоне экономического роста, а так же репрессиями. Город превращался в пороховую бочку. В конце концов, в Будапеште вспыхнуло вооруженное рабочее восстание, к которому затем присоединились другие регионы страны, а так же там шли забастовки. Рабочие выдвинули требования самоуправления на заводах и это случилось быстрее и легче чем в русской революции 1917-1921 гг, потому что в этом случае специалисты (ИТР - инженерно-технические работники) были на их стороне. Результатом стала самая глубокая социальная революция в истории планеты - за несколько недель рабочие создали выборные Советы и взяли в самоуправление все крупные заводы страны. Они так же создали ЦРС (Центральный рабочий Совет) Большого Будапешта для координации экономической и политической деятельности. В ЦРС были выбраны делегаты от фабрик, обычно рабочие высокой квалификации и инженеры, чья деятельность контролировалась низовыми советами\собраниями - рабочие отстраняли делегатов, которые слишком много на себя брали, как журналист Билл Ломмакс. Эта уникальная революция победила большевистский режим внутри страны и была подавлена лишь силами интервентов - армией СССР.

Разумеется, венгерская революция была беременна разными возможностями. Пока рабочие создавали баррикадные и фабричные Советы и строили самоуправленческий социализм, реакционные толпы в нескольких селах и местечках нападали на евреев. Кроме того, часть повстанцев сочувствовала консервативному анти-социалистическому течению во главе с кардиналом Миндсенти. Подобно Коммуне Парижа 1871 года, охваченной национально-патриотическими чувствами и стремлением к борьбе с немцами (франко-прусская война), венгры были охвачены национально-освободительными идеями по отношению к СССР и его армии, подавлявшей восстание. (Критика СССР не обязательно должна была получить национально-патриотический характер). Часть рабочих выступала за тотальную власть системы вольных Советов, тогда как другие считали, что наряду с Советами нужна обычная парламентская система.

Однако, стремление общества к самоуправленческому социализму было настолько сильным, что ни одна группа не осмелилась выдвинуть открыто требования анти-социалистического характера. На это указывает Тамаш Краус - современный венгерский историк-марксист, профессор Будапештского университета, в своей статье "".

Таким образом, в результате сочетания ряда факторов, прежде всего связанных с экономикой, в Венгрии в 1956 году произошла самая глубокая социальная революция в истории. Как и все социальные революции, она была классовым восстанием рабочего класса, а ее ядром было движение за самоуправление на заводах и за взятие власти в стране выборными органами рабочего самоуправления - Советами. Никаких иных социальных революций кроме классовых, в истории никогда не было и, вероятно, не будет.

Материалы на близкие темы

  1. Это статья сторонника Коммунизма рабочих Советов Антона Паннекука. В ней он объясняет, почему только рабочие Советы (не партии и не профсоюзы) являются организацией, которая позволяет совершить переход к бесклассовому и безгосударственному обществу (коммунизму).

  2. . О том, как профсоюзы подавили революцию 1968 года почему профсоюзы это плохо и не имеет никакого отношения к борьбе за трудовое самоуправление.

  3. . Исследование Чарльза Рива

Комментарии

мадьяры всегда были против Русских

Рейтинг: 3 (2 голоса )

Аминь!

Рейтинг: 1 (1 голос )

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости