Участники медиа-группы "Автономное Действие" согласны не со всеми положениями и формулировками данной статьи - она написана скорее с марксистской, чем с анархистской позиции.
Вот уже больше месяца, как Россия находится в новоиспечённом режиме повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции SARS-Cov-2. Почти месяц, как мы, забыв о нормальной жизни, сидим по домам или же идём, озираясь в ожидании патрулей, вылавливающих на улице граждан, отваживающихся практиковать своё конституционное право на свободу передвижения. Что же происходит? И как мы дошли до жизни такой?
Сегодня нам говорят, что над миром нависла беспрецедентная угроза нового вируса, перед которой нужно забыть обо всём, что мы знали ранее, отбросить всё, во что мы верили, и безоговорочно принять любые меры властей, не задавая лишних вопросов. Я не хочу в этой статье в очередной раз останавливаться на вопросах того, действительно ли коронавирус настолько опасен, что заслуживает звание чумы XXI века, но моей целью является показать, что причины масштабных потрясений, через которые мы проходим сейчас, лежат глубже. В настоящее время мы входим в самый глубокий кризис капитализма со времён Великой депрессии, и новая коронавирусная инфекция стала лишь спусковым крючком, запустившим процесс обрушения экономик мира в условиях этого капиталистического кризиса. И, несмотря на фрагментарность доступных фактов, это именно тот взгляд на вещи, в рамках которого получают объяснение многие нынешние события, которые в противном случае представляются парадоксальными.
Сегодня, когда счёт событиям идёт на дни, а повсеместное введения "режимов повышенной готовности" в регионах страны разделило жизнь на до и после, события марта кажутся бесконечно далёкими. И тем не менее, полезно вспомнить обстоятельства, сопутствовавшие первому обрушению цен на нефть тогда. Из каждого утюга ругали Сечина за то, что ему не удалось договориться с саудитами, и как-то затушёвывалась сама суть вопроса, по которому шли переговоры – сокращение объёмов добычи нефти, чтобы поддержать цену в условиях снижающегося спроса на энергоносители. Но почему упал спрос? Потому что где-то остановили производства, причём не просто где-то, а в Китае – мировой фабрике промышленных товаров. Это было только начало классического кризиса перепроизводства, разворачивание которого во всей красе мы видим прямо сейчас. Китайские товары прочно вошли в нашу повседневность – комплектующие и бытовая техника, Xiaomi и Huawei, товары народного потребления с Алиэкспресс и многое другое. Почему последние годы цены на Алиэкспресс были столь низкими? Рискну предположить, что это был дэмпинговый захват последних ниш платёжеспособного спроса, оттягивание начала этого кризиса, который сейчас сотрясает Китай и весь мир. Впрочем, это общемировая тенденция – о замедлении экономического роста буржуазные финансовые аналитики говорили еще год назад, что неудивительно, поскольку мир уже давно связан в единую хозяйственную систему. Кризиса ждали с минуты на минуту, и вот он пришёл. И тут появляется коронавирус – новая болезнь, которая в перспективе спишет всё. Суррогат большой, мировой войны, под шум которой можно уничтожить "лишние" производительные силы и "перезапустить" капитализм.
"Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили его всех жизненных средств; кажется, что промышленность, торговля уничтожены, – и почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей" (К. Маркс и Ф. Энгельс "Манифест коммунистической партии")
"Экономические кризисы — фазы капиталистического цикла, во время которых происходит насильственное восстановление нарушенных в ходе развития капиталистической экономики основных пропорций воспроизводства. Экономические кризисы проявляются в абсолютном падении производства, сокращении капитальных вложений, росте безработицы, увеличении количества банкротств фирм, падении курса акций и других экономических потрясениях." – Энциклопедия марксизма (Прочитайте весь материал, если хотите глубже понять, что происходит с нами прямо сейчас).
Кризис – это время, когда нарастает концентрация капитала. Предприятия мелкой и средней буржуазии разоряются и поглощаются крупным капиталом. Энергетика, туризм и общепит страдают, зато наступает золотое время для фармы, производителей прививок, онлайн-трейдеров и служб доставки. Кризис – это время реструктуризации экономики. Прежние лидеры оказываются низложены с Олимпа, их место занимают новые группировки. После падения цен на нефть до отрицательных значений становится очевидно, что нефтяные магнаты уступят своё лидерство в авангарде правящего класса. И даже сжигание уже добытой нефти не поможет им удержаться у власти. Но кому же они уступят? По всей видимости, это будут представители цифрового капитала, который больше всего выиграл от принятых "антиэпидемиологических" мер, владея востребованными в условиях изоляции технологиями – для обеспечения удалённой работы, онлайн-торговли и, в конце концов, удовлетворения запроса государства на тотальный цифровой контроль граждан. Люди – новая нефть, говорили они. Готовы ли вы стать топливом цифровой экономики?
Почему же нас заперли по домам? Ведь, казалось бы, свежий воздух и солнце необходимы для поддержания иммунитета, а проблемы со здоровьем, которые получат здоровые граждане вынужденные находиться взаперти, создадут большую нагрузку на систему здравоохранения в дальнейшем, и, главное, даже с точки зрения борьбы с распространением вируса не могут быть никак оправданы запреты гулять в парках и ловить рыбу на удалённых прудах. Первопричина того, что здоровые люди вынуждены сидеть по домам состоит в том, что капиталу в условиях разворачивающегося кризиса необходимо замедлить темпы производства и обеспечить потребление уже произведённого продукта за счёт наших накоплений. Обнищание населения – вот ключ к выходу капитализма из кризиса, к которому силы капитала непременно будут прибегать, если не встретят нашего ожесточённого сопротивления. Кстати, подскочившая в результате "антиэпидемиологических" мер правительства безработица обрушит цену рабочей силы, снижая наши с вами зарплаты, – уже сегодня буржуазия использует эту неразбериху как предлог для сокращения рабочих часов и урезания зарплат. Отсюда прямая выгода буржуазии: наши низкие зарплаты – это их высокие прибыли. А вернуться к получению высоких прибылей – это будет цель №1 буржуазии, для достижения которой она будет сворачивать рабочих в бараний рог.
К слову о рыбалке. Власти пытаются запретить народу ловить рыбу. Сезон охоты этой весной также отменен во многих регионах. Эти факты не получают никакого разумного объяснения в рамках теории, что меры правительства направлены на борьбу с эпидемией, зато прекрасно объяснимы, если мы будем рассматривать их через призму капиталистического кризиса перепроизводства. Капитал хочет лишить народ возможности заниматься промыслами для того, чтобы не допустить перехода даже части домохозяйств на натуральное хозяйство и завязать всё потребление на себя, на собственные продовольственные поставки. Производители продовольственных товаров уже требуют запретить в магазинах акции и скидки. С нас будут драть три шкуры за дрянные продукты в супермаркетах, но не оставят нам иного выбора, кроме как кормиться оттуда или же сдохнуть с голоду.
Вторая причина того, что нас посадили на домашний арест и принудили к социальному дистанцированию, состоит в том, что это прекрасный способ разобщить нас, подорвать наши сильные социальные связи и, тем самым, разоружить, сделав неспособными к сопротивлению тем социально-политическим трансформациям, которые запустили правящие элиты большинства стран, отказываясь от либерально-демократических масок и переходя к откровенному фашистскому террору против своих народов. Все формы цифрового контроля идут в ту же копилку: гигантские очереди на входе в московское метро – это не о борьбе с эпидемией, а о контроле нашего передвижения. Маниакальное стремление государства буквально (!) контролировать каждый наш шаг и каждое наше слово объясняется страхом правящего класса перед революцией, которая положит конец их бесчеловечным экспериментам над нами. Страхом того, что, обладая своими гражданскими и общечеловеческими правами, мы объединимся, чтобы положить предел беззаконию и террору, превращению людей в скот со штрихкодом на лбу.
Поэтому никаких исключений они делать не намерены, не ждите поблажек те, кто уже переболели, – нам будут говорить об опасности заразиться повторно, реактивации" вируса и игнорировать меры профилактики, связанные с пребыванием на свежем воздухе, чтобы не допустить бесконтрольного "праздного шатания" граждан. Ведь это грозит им утратой контроля, т.е. своей власти. И не ждите, что всё вернётся назад, когда пик заражений будет пройден – они будут до последнего тянуть с послаблениями, используя все доступные средства для этого (см. например, рекомендации ВОЗ национальным системам здравоохранения, поощряющие отнесение всех «подозреваемых» случаев COVID-19 к случаям смерти от COVID-19. СМИ уже сейчас используются для нагнетания паники и запугивания граждан, что они сами же открыто и признают, потому что их волнует не столько пик заражений вирусом, сколько пик кризиса и способность подавить в зародыше наше сопротивление наступлению капитала и государства на наши жизни.
Трансформации затрагивают не только экономику, но и социальную сферу. Под шумок чрезвычайщины сворачивается социальное государство – обкатывается система дистанционного обучения, закладывая технологический фундамент под грядущее сокращение штата работников системы образования; сворачивается система медицинской помощи всем, кроме больных ОРВИ; закрываются детские сады и заведения общественного питания – в условиях, когда сворачиваются эти институты общественного воспроизводства, неоплачиваемая работа по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей привычно вменяется в обязанность женщин, закрепляя оковы патриархата. Звучащий в последнее время тезис о том, что "дома престарелых – рассадники инфекции", также направлен на то, чтобы свернуть систему социальной поддержки пожилых людей и переложить заботу о них исключительно на семьи, т.е. в конечном счёте – на женщин (подробнее о женской повестке в условиях изоляции).
Дуновение кризиса сдуло весь лоск формального гендерного равноправия и обнажило оскал откровенного полового неравенства и жёстких гендерных ролей. Так, с началом перехода в "режим повышенной готовности" по Министерству высшего образования и науки РФ прошёл приказ министра Фалькова, в котором прямо указывалось, что за нахождение на рабочем месте женщин, имеющих детей до 15 лет, нести ответственность будут их непосредственные руководители. О подобных приказах поступали сведения и касательно ряда других бюджетных областей, а ведь бюджетники – это львиная доля всех работающих граждан в России. Т.е. в данном случае верхние эшелоны ведомственной власти открыто расписываются в своей приверженности ко взгляду, согласно которому это женщина должна отвечать за дом и детей, поэтому в ситуации, когда народу приказывают сидеть дома, именно женщин это касается в первую очередь и для нас поблажек не будет.
Кроме того, происходит нормализация биополитического контроля над нашими телами и нашим здоровьем – измерение температуры в общественных местах, ограничение свободы передвижения, тотальная цифровая слежка становятся оправданными в рамках риторики по охране национального здоровья. Мы перестаём принадлежать самим себе – из свободных и самостоятельных граждан нас стремятся превратить в манипулируемых объектов политики, подлежащих тотальному контролю каждого нашего шага, каждого нашего слова и каждого нашего чиха. Однако эта ситуация сама в себе содержит противоречие: в то время как с помощью этих мер нас пытаются лишить политической (и всякой) субъектности, государство перекладывает всякую ответственность за принимаемые решения на самих граждан, избегая затратных обязательств, что рубит сук, на котором сидят сами чиновники. Годами патерналистская политика российского правящего класса отучала людей от самостоятельной социально-политической активности. Сегодня, когда избегание ответственности становится основной идеей вертикали власти, дающей трещины на всех уровнях, и народу фактически сказано: "Разбирайтесь, как хотите", люди будут разбираться, как могут, получать опыт и задаваться закономерным вопросом: "А на кой, собственно, чёрт мне нужно это государство, от которого я могу получить только палкой по голове, а проку – никакого?" И аппетиты государства в сфере контроля будут встречать нарастающее сопротивление людей с пробуждающимся гражданским сознанием. Это даёт надежду на то, что в обозримом будущем нас ждут судьбоносные бои за человеческую свободу против наступления сросшейся гидры государства и цифрового капитала.
Таким образом, "всемирная борьба с пандемией" открывает обширное поле для уничтожения "избыточных" производительных сил и служит в качестве дымовой завесы, скрывающей истинные причины кризиса, лежащие в капиталистического характере производства. Ещё вчера государству было плевать на нашу жизнь и здоровье, а сегодня оно вдруг озаботилось им настолько, что готово ради его сохранения посадить нас на замок. Это новый виток биополитики, потери контроля над нашими телами и нашими жизнями на самом базовом, биологическом уровне, которые хотят подчинить себе государство — ради укрепления собственной власти — и капитал — ради открытия новых рынков и возможности и дальше извлекать прибыль из эксплуатации человека. Сегодня под предлогом борьбы с коронавирусом тандем государства и капитала разворачивает массовую слежку за гражданами, не даёт объединяться для защиты и отстаивания своих прав и свобод в условиях этого беспредела, использует СМИ для сеяния паники, отказывается от своих социальных обязательств, выкидывает на улицы массы рабочих. Столько разговоров о поддержке бизнеса, банков и крупнейших предприятий! При принятии чрезвычайных мер в приоритете — сохранить контроль над ситуацией (читай: свою власть) и капиталы. Новый инфекционный агент стал лишь той спичкой, которая подорвала всю эту бочку с порохом и развязала руки правящим классам большинства стран мира в переходе к откровенному террору против своих народов. Стали ли бы пролетарии мира столь безропотно сносить это, если бы знали, что их основная цель не борьба с инфекцией, а преодоление капиталистического кризиса за их счёт? Логика и выгода правящего класса здесь очевидна: если бы коронавируса не было, его бы следовало придумать.
Наступление государства и капитала кажется тотальным, к тому же, значительная часть населения в настоящее время поддерживает принимаемые меры, полагая, что они направлены на борьбу с эпидемией коронавируса. Тем не менее в России и по всему миру нарастает и сопротивление полномасштабному наступлению на наши права, люди различных политических взглядов объединяются в коалиции, чтобы дать отпор натиску цифрового капитала и государства и отстоять те базовые свободы, без которых все мы из граждан превращаемся в рабов.
Так что же делать? Для начала нужно разобраться в ситуации и не поддаваться панике. Людьми, обуянными животным страхом за свою жизнь, легче управлять. Государство и капитал вовсю пользуются этим, покрывая антиэпидемиологической риторикой ту войну, которую они развязали против нас.
Поддерживайте живой контакт со своими товарищами и ближним кругом. Сегодня, когда нас хотят запереть по домам, чтобы разобщить и оставить погибать в одиночку, наши сильные социальные связи – на вес золота.
Держите нос по ветру. Следите за актуальной информацией, фильтруя буржуазную пропаганду, стремящуюся парализовать вашу волю к сопротивлению. Даже если в вашей местности пока что душно и беспросветно, помните, что затишье наступает перед бурей, и гром может ударить в любой момент. Будьте готовы.
Организуйте группы взаимопомощи и сопротивления. Делитесь необходимым с нуждающимися из вашего круга, распространяйте информацию о сопротивлении, не опускайте голову и не сдавайтесь. Готовьтесь к худшему. Мы должны отстоять свою свободу и свободу будущих поколений, даже если нам придётся заплатить за это высокую цену.
Вместе мы положим предел наступающему тоталитаризму!
Наши права не подлежат карантину!
Этот кризис будет последним!
Александра Ясенева,
революционная феминистка-социалистка
Комментарии
>Дуновение кризиса сдуло весь
>Дуновение кризиса сдуло весь лоск формального гендерного равноправия и обнажило оскал откровенного полового неравенства и жёстких гендерных ролей
>...
>неоплачиваемая работа по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей привычно вменяется в обязанность женщин, закрепляя оковы патриархата
Кто про что, а вшивый про баню. Послушай фемка, в РФ нет никакого гендерного равноправия и ты это прекрасно знаешь и ссышь в глаза читателям своим враньём.
Мужчины в РФ эксплуатируются значительно больше чем женщины, на ПОРЯДКИ. Когда бабы начнут служить в армии срочную службу, когда выход на пенсию сравняют для обоих полов, а лучше сделают выше для женщин т.к. средний возраст дожития у них выше, когда при разводе начнут отдавать ребёнка в 50% любому полу, а не как сейчас в 99% только женщине, когда баб начнут так же приговаривать с пожизненому заключению и зоне строго режима, а не как сейчас максимум 20 лет лишения свободы и максимум общий режим.
Вот тогда можешь писать свои высеры.
Ну тогда уж нужно ещё
Ну тогда уж нужно ещё обеспечить такую же вероятность для мужчин пережить изнасилования и/или нежелательные домогательства. И заодно обязать мужчин готовить еду и убираться по дому (а если мужчина этого не делает - то обеспечить гарантированное осуждение всех знакомых). Раз уж вам так хочется, чтобы всем было одинаково плохо.
А мы выступаем за то, чтобы всем было одинаково хорошо. То есть, чтобы не было ни армий, ни тюрем, ни изнасилований, ни домашнего рабства. И ещё чтобы никого не называли презрительными прозвищами ("бабы", "фемки"), а чтобы, наоборот, все могли вести уважительную дискуссию.
Добавить комментарий