Четыре системы: феодализм, капитализм, анархизм, тоталитаризм

Что представляют собой феодальный строй, капиталистический, анархистский (либертарный или антиавторитарный самоуправленческий социализм) и тоталитаризм (государственный социализм, национал-социализм и т.д.)?  Попробуем сказать об этом кратко, выделив ядро каждой системы, ее основу, ее базовую структуру.

Феодализм

Феодализм - это система, при которой группа вооруженных бандитов-рэкетиров грабит крестьян, самоуправляющиеся города и села (наряду с несамоуправляющимися), а так же они грабят частные компании, использующие наемный труд. При этом сами феодалы ничего не производят. Они дают защиту городов от других таких же рэкетиров: совершенно так же поступают и современные рэкетиры. Еще главари банд могут собираться за круглым столом, чтобы мирно решать вопросы и делить свою кормовую базу - районы, с которых они собирают дань. Все это может облачаться в шелковые камзолы или малиновые пиджаки, носить шпаги или пистолеты, но суть системы не меняется. Аль Капоне - одна и та же сущность в Северной Италии 12 в и в Северной Америке 20 века. Разница лишь в том, что в Северной Америке 20 в он не доминировал. 

Итак, ядро системы - банды рэкетиров, подчинившие себе общество, которое выплачивает им дань. Государство рыхло и представлено самым сильным бандитом, который носит титул короля. Остальные ему дают клятву в верности; впрочем, сильный всегда может бросить вызов самому королю.

Либертарный социализм (анархизм)

Либертарный социализм (анархизм) это система, где доминируют самоуправляющиеся автономные города-коммуны и села, со значительным преобладанием кооперативной (цеховой) и коммунальной (коллективной) собственности. Ликвидируя с помощью прямого действия все силы, противостоящие им, они устанавливают самостоятельное правление, основанное на принципах прямой демократии.

Ядро либертарного общество - самоуправляющаяся коммуна. Одни и те же люди принимают хозяйственные, политические, законодательные решения. Они вооружены и имеют военную организацию (ополчение, милиция) для самозащиты. Государства и каких-либо отдельных и стоящих над общиной структур, которым она обязана подчиняться - нет (хотя в исключительной ситуации можно выбрать, например, начальника команд, работающих над ликвидацией последствий природной катастрофы, наделив его исключительными полномочиями). Объединяясь в конфедерацию, такие коммуны совместно управляют страной, континентом, планетой.

Лучше всего это выразил автор "Общества спектакля", человек, стоявший у истоков французского Красного мая 1968 г, Ги Дебор:

"Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению бесклассового общества. Она может с достаточной легкостью начаться повсюду, где автономные пролетарские собрания не будут признавать никакой другой власти, кроме собственной, и ничьей собственности, где, ставя свою волю выше любых законов и специализаций, они ликвидируют разделение людей, рыночную экономику и государство. Но победа будет одержана лишь тогда, когда революция наступит повсеместно, не оставив ни пяди земли существующим формам общества отчуждения. И тогда мы вновь увидим Афины и Флоренцию, открытые для всех, раскинувшиеся по всему мировому пространству, которые, победив своих врагов, смогут с радостью посвятить себя подлинным разногласиям и бесконечными столкновениям исторической жизни".

Капитализм

Капитализм - строй, в котором доминируют владельцы крупных состояний и компаний, организаторы наемного труда. Эти, по выражению современного социального исследователя Георгия Дерлугьяна, "купцы-с-пушками", отбившиеся от феодалов. Управляя крупными торговыми, промышленными и финансовыми организациями, они устанавливают абсолютную власть на производстве и территории. Ядро капитализма - частные корпорации, использующие наемный труд, производящие продукцию в целях извлечения прибыли (товар). Собственники и топ-менеджеры являются монархами производства, чья власть над трудовым процессом и над коллективно произведенным продуктом, наймом и увольнениями почти абсолютна. Они доводят свою власть над производителями-работниками до последнего предела, регламентируя рабочее время, ритм и распорядок труда, рабочую одежду, порой даже время походов в туалет. Развиваясь, они подавляют все прочие элементы общества, накапливая в своих руках богатство. Они разрушают город (полис, коммуну), бывший целостным живым организмом (в греческом полисе и городе-коммуне Средневековья, который историк Арнольд Тойнби называл "космосом Средневекового города" и считал не развившейся самостоятельной цивилизацией, все знали всех и совместно принимали политические и хозяйственные решения). Они создают на месте города-полиса бетонную пустыню - мегаполис, жители которого никак не связаны друг с другом, помимо организующих труд корпораций.

Бизнес организуют централизованное государство, используя его в целях обогащения и защиты своей собственности. Одновременно он используют государство, как репрессивный механизм для подавления протестов низших классов, как идеологическую машину промывания мозгов подконтрольного населения, как административный управленческий аппарат, и как средство для вооруженной экспансии, захвата чужих рынков и ресурсов. Он уничтожает феодалов, подчиняя их себе, интегрирует их либо физически ликвидируют их, присваивая их имущество (как было на заре буржуазных революций), либо же низводят на роль обычных преступников. Современные рэкетиры соотносятся с историческими феодалами так же, как мелкие ящерицы с динозаврами. 

Никакие парламентские выборы не способны изменить это положение дел в условиях, когда крупные собственники в состоянии купить голоса всех депутатов.

Тоталитаризм

Тоталитаризм (нацизм, государственный социализм и др.) - это система, в рамках которой централизованный аппарат чиновников вырывается из-под контроля всех социальных сил и сам устанавливает над ними власть. Многие мыслители (Макс Шехтман, Моше Машовер, Рудольф Баро) рассматривали тоталитаризм как новый общественный строй, появившийся в 20 столетии. Некоторые другие (Карл Витфогель) считали его современной формой системы азиатского деспотизма, характерной для древнего Китая эпохи Инь-Шан и Шумера времен Третьей династии Ура.  В этой системе чиновный аппарат не только исполняет свои привычные функции - управляет, руководит, изымает налоги, подавляет, воюет, штампует законы - но так же становится владельцем производства (или преобладающей его части), земли, а кроме того может устанавливать в административном порядке цены и руководить распределением произведенных благ. Экономическая основа тоталитаризма - национализация. Чиновный аппарат становится одновременно эксплуататором (присваивая себе результаты коллективного труда) и инженером, организующим масштабные работы.

Ядро системы - тотальное государство, контролирующее все сферы жизни. Сочетание в руках чиновного аппарата одновременно экономической, идеологической, полицейской и военной власти ведет к полной ликвидации всех альтернативных мнений и общественных течений. Концентрация власти становится настолько сильной, что всякая альтернатива исчезает. Чудовищная гравитация центральной власти разрушает все независимые социальные структуры. В лучшем случае сохраняется лишь внутренняя автономия человеческой личности. В некотором смысле это система, которая представляет антитезу анархистского строя. Если в условиях буржуазного строя существует относительная свобода мнений (ибо конкурируют между собой различные центры экономической и политической власти), если в условиях феодализма конкурируют банды рэкетиров, то тоталитарный строй организует столь сильное давление на общество, что оно почти перестает сопротивляться и целиком подчиняется ему. В тоталитаризме господство человека над человеком становится тотальным, охватывая все сферы жизни. Это черная дыра, уничтожающая любые объекты, оказавшиеся в опасной близости от нее.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Антти Раутиайнен

Ветеран анархического и антифашистского движения Украины Максим Буткевич уже больше чем полтора года находится в плену. Анархисты о нем могли бы писать больше, и мой текст о нем тоже сильно опоздал. Но и помочь ему можно немногим. Послушать на Spotify После полномасштабного вторжения России в...

1 месяц назад
Востсибов

Перед очередными выборами в очередной раз встает вопрос: допустимо ли поучаствовать в этом действе анархисту? Ответ "нет" вроде бы очевиден, однако, как представляется, такой четкий  и однозначный ответ приемлем при наличии необходимого условия. Это условие - наличие достаточно длительной...

1 месяц назад
2

Свободные новости