Меня пригласили выступать на анархической книжной ярмарке в Лондоне, и я сразу же согласился - ведь это самая крупная анархическая книжная ярмарка в мире (или возможно вторая по размеру после Сан Франсиско), возможно, вообще самое крупное ежегодное анархическое мероприятие. Количество участников оценить можно только приблизительно, поскольку мероприятие - бесплатное. Было роздано около 2600 программ мероприятия.
.
Мероприятие происходило в университете "королева Мэри" в Ист-Энде. В этом году организаторы арендовали здание за очень большие деньги – 6000 фунтов, но коммерческие выставочные комплексы были бы ещё дороже. Кроме аренды, существенные расходы составляют билеты выступающих, печать программы и др. Финансирование мероприятия поступает из разных источников - пожертвований гостей, бенефисов, аренда рыночной пощади издателями и группами, также группы которые хотят организовать лекцию платят немного.
Мероприятие длилось с 11 утра до 19 вечера, и одновременно проходило аж 10 лекций, 1 кинопоказ и 3 группы для детей различных возрастных категории (от 2 до 8, от 8 до 12 и от 11 до 16 лет). То есть, мероприятие было гораздо короче и интенсивнее аналогичных в России. Причина, скорее всего, финансовая - мероприятие на 2 дня было бы уже в два раза дороже. Вообще, здание университета было бы даже слишком маленькое - главная аудитория вместила, возможно, 400 человек, но некоторые лекции интересовали большее количество людей. В коридорах часто была давка, из-за переполненности
территория был захламлена мусором ближе к вечеру.
Очевидно, что мероприятие нуждается в более просторном помещении, но, скорее всего, такого не найдёшь по реалистичным ценам. Судя по всему, лондонская ярмарка достигла те пределы возможностей, существующие для концепции бесплатного мероприятия в этом городе, дальше расти не позволяет рынок.
Организаторы принимали усилия для участия инвалидов - всюду можно было попасть на колёсах, в некоторых лекции были переводчики на язык жестов или транслитерация для глухих. В отличие от Российский мероприятии, питание не было организовано, скорее всего, этого не допускает университет. Но вокруг университета было множество недорогих пабов и этнических ресторанов.
Поскольку требовалось время для ознакомления с ассортиментов на книжной ярмарке и у меня было два собственных выступления, то я смог посетить только 3 выступления.
Лекция Майкла Альберта "Occupy Vision, Theory & Strategy" оставила у меня двойственные впечатления. В
работах Альберта меня больше всего интересует такие экономические исследования как его совместный с Робином Хахнелом труд "A Quiet Revolution In Welfare Economics". Но его выступление было совсем о другом,
в первую очередь короткий реферат его последних памфлетов, написанный на волне движения "окупай", в качестве предисловия к следующему семинару, цель которого было собрание новых адептов "Международного общество для экономики с участием" , и в котором я не участвовал. У Майкла Альберта есть свой собственная модель для желаемой организации экономики, "Parecon" (Participatory Economics, "Экономика с участием"). Кому она интересна, найдёт массу материала на английском через поисковиков.
Сложно коротко описать что это, но это где-то между рыночным социализмом и коллективизмом Бакунина. Я не сторонник этой модели, но Альберт мне интересен в качестве одного из совсем немногихоколоанархистов, которые хоть что-то понимают в экономике и ещё могут и выступать.
Выступал он действительно неплохо в плане риторики, но касательно содержания - на 90% это было вода о том, как плох капитализм и как мы сможем от него избавиться, если хотим. Ну и о том, почему у анархистов и у леваков не получается. Лично мне ораторы-мотиваторы совершенно не нужны, и мне было сложно сосредоточиться. Но тем не менее, я предложил ему выступать по скайпу в нашей лекционной серии в Хельсинки, поскольку у нашего движения выступающих хоть такого качества по вопросам экономики
можно считать по пальцам одной руки старого лесоруба.
Далее следовал лекцию Мартина Врайта из Лондона. Обещали "драчливую атаку анархо-ветерана против анархизма образа жизни, снобизма, сексизма, академиков и полиамурности в Лондонском движухе". Жанр был где-то между серьёзной критикой и стендапом .В движении во Великобританный юмор играет большую роль, но у меня к этому двоякое отношение - иногда он излагал действительно смешно, как в легендарной газете "Class War" в 1980х годов, но чаще - отстойно. Например, сейчас в Норфолке издаётся "юмористский анархо-журнал "Now or Never" , в котором я никогда не замечал ничего смешного. Время от времени у Врайта получалось быть смешным, но также он, по большому счету, был представителем традиционно популярного для Великобритании жанра "в не успешности анархистов виноваты другие анархисты". Сейчас он входит в анархо-группе ALARM - "Вселондонская анархо-банда революционеров". . Их стол был
мне симпатичен, на нем были в основном плакаты и бесплатная ксерокс-газета, в которой были статьи только по теме ММА и репрессии в Нижнем Новгороде. Сидели рядом со столом молодежи, бухающей местный ягуар. Это все круто, но все-таки я задумался - вдруг всем панкам в аудитории лекция понравилась
именно в плане оправдание узколобости. Ты не сможешь быть хорошим шахматным боксёром, если ты занимаешь только шахматами, или только боксом.
Без бифа конечно не обойтись. В каждом году, группа организаторов получает множество писем от
различных людей, которые хотят не допустить других анархистов на мероприятие. Политические обоснования - крайнее редкость. Например, три года назад кто-то писал длительное письмо о том, что кто-то должен быть забанен, поскольку в 1985ом году спиздил какие-то деньги от какого-то коллектива. Как правило, орггруппе не до того, чтобы разобраться с такими случаями, и всех пропускают, кроме троцкистов, зеленых капиталистов и прочих. В этом году какие-то грустные троцкисты ставили стол у входа под
дождём. По ходу, их все пожалели, и никто не отомстил за Махно и за Кронштадт. Еще чей-то стол залили майонезом, очевидно, что такое решение проблем гораздо лучше чем заставить немногочисленную группу организаторов быть судом движения.
То есть, в итоги пришли все возможные типажи от ребят из Дайал Хауса до инсуррекционалистов и супер-занудных адептов бразильской тенденции "especifismo". Я не покупал никакой макулатуры, поскольку и так надо было таскать 25 килограмм его для инфошопа в Хельсинки, но не мог не отказаться от косухи с Бакунином за 12 пфунтов, которых продал Федерация Анархистов. Еще мне подарили сборник бюллетинов за Россисйких анархо-заключенных 1923-1931ого года, которую издавал Kate Sharpley Library. Реально крутая штука. Надо было договориться с заказом множества журналов для инфошопа в Хельсинки, но в итоги побежал по другим делам и забыл, надеюсь, кто-то другой сделал это, поскольку из Финляндии пришли немало людей.
К сожалению, не видел никого из героев своего детства - не основателя Class War Айан Боуна, не Стуарта Кристи, которого посадили во возрасте 18 лет за попытку убийства Франко.
Очень странно, что не было никаких иных мероприятий в пятницу и воскресенье. Понятно, что орггруппе не до того – но непонятно, почему никакие другие группы не пожелали использовать случай наибольшей ежегодной плотности анархистов в своем городе, кроме для организации пянок. Очевидно, что большинство лондонских анархистов предпочитают вариться в собственном соке, а не организовать широкие, обще анархические мероприятия. В Москве это также, до этого года (с исключением либкома 2011), организация обще анархических мероприятии и инфраструктуры интересовало в основном только Автономного Действие.
После Врайта, были 2 моих выступления. В начале по проблемам в Беларуси, меня приглашали заменить какого-то местного беларуса, который исчез за пару недель до мероприятия. Ожидал, что беды анархистов картофельной республики заинтересует максимум 3х, но пришло гораздо больше народа. Одна из хороших
сторон анархистов Великобритании в том, что благодаря имперскому прошлому их интересует, что происходит везде, в том числе во всяких местах, которые не интересны никому. Кстати, на вписке со мною был чувак из Abahlali baseMjondolo, ассоциации жителей трущоб Дурбаны. Его очень порадовал фотки,
которые я ему показал из нашей акции 2годней давности в Москве . Это довольно крутое движение, и чувак тоже был крутым - его пришли домой убивать, он потерял работу (которая и так была нищая), но он все еще акционирует.
Затем я выступал с Габриел Леви по поводу Pussy Riot и прочих репрессии в бСССР. По ходу замысел
организаторов был рассказать народу, что мол, круто, что все до Пола Маккарти и прочих буржуев поддерживают Pussy Riot, но в бывшем совке есть и другие проблемы, например, расстрелы в Жаңаөзен. Конечно, довольно, наивная идея - после того как я завершил 20-минутное выступление по поводу Pussy
Riota и Леви начал вещать по поводу нефтеработников, естественно, пару десяток людей сразу же покинули аудиторию. Очень зря, что нефтеработники, руководство левого фронта, нацболы и жители Ингушетии и Дагестана, которых похищают не позиционируют себя как ЛГБТ или квир-феминисток, общественный интерес к ним был бы совсем иным.
В самом конце я пошел на выступление по поводу "Анархической Эконимики", выступали Дэвид Гребэр, Майкл Альберт, Айан Маккей (второй "и" в "Iain" позволяет не путать его с певцом Minor Threat) еще какой-то мужик (позже узнал, что это был Джосеф Кэй из libcom.org). Аудитория на 400 человек была полностью заполнена, народ сидел на ступенках, внутрь было сложно попасть. Следовательно, квир-феминизм еще не полностью взял вверх, у мужиков средних лет еще есть надежда стать котируемыми в движухе.
Ни о какой экономике речь не шла, нам предлагали очередную лекцию для 12-летних о том, как капитализм плох, где лекторы соревновались, кто может рассказать одно и тоже в форме самого остроумного анекдота. По моему мнению, именно Грабэр выграл конкурс анекдотов, несмотря на того что он сам смеялся над своими анекдотами больше чем аудитория. Хорошо, что хоть некоторые вопросы из аудитории, и наезд Айана против Парекона хоть частично нарушали тусклую гармонию и согласие. Понятное дело, что не уровень движения, не формат мероприятия не позволяли ничего более интересного, но очевидно, что у нас есть куда развиваться.
Остальные воркшопы, судя по описания, были самые разные – исторические (по поводу восстания чартистов 1839ого года), планирование протестов против G8 в следущем году, "анархизм и духовность", "анархизм и сексуалность" и так далее. Контингент, как я ожидал, был самый разный, но добрая половина
все-таки субкультурщиков (все таки мы были в родине панка), но на набор тем это ни как не повлиял. Кажется, больше всего было все-таки воркшопов вокруг различных социальных тем (кампания против бесплатного труда в обмене на пособие по безработицы, за доступное жилье, как создавать связи с
кузмичами на своем рабочем месте), то есть, не понимаю почему столько нытья против "анархизма образа жизни" на острове.
Антти Раутиайнен
В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...
Добавить комментарий