Какие существуют формы рабочего движения? Чем они отличаются друг от друга?

Российский троцкист, публицист и историк Артем Кирпиченок. пишет следующее: "Алан Вудс - один из крупнейших современных марксистов... Он рассказывает о феномене "предательства" руководства профсоюзов и рабочих партий, когда они в революционной ситуации переходят на соглашательские и реформистские позиции. Данное явление объясняется тем, что они находятся под особым давлением со стороны буржуазного государство и гражданского общества, что вполне логично, но наводит на крайне пессимистичные рассуждение. Наблюдая раз за разом "предательство" (я ставлю это понятие в кавычки как научный термин) руководства начинаешь задумываться о его неизбежности. Между тем, народные выступления прошлого таких предательств не знали или они были крайне редки. Трудно представить Дольчино, Уота Тайлера, Разина или Пугачева внезапно получающих помилование и сливающих движение."

Ответы на вопрос о том, почему так происходит, был давно дан не троцкистом Вудсом, а таким общественным движением, как коммунизм рабочих советов (ратекоммунизм), в лице таких его лидеров и практиков, как Отто Рюле, Герман Гортер, Антон Паннекук.

Основа борьбы большинства так называемых левых в городах - профсоюзы, централизованные организации, которые ведут борьбу за зарплату. Они почему-то рассматриваются некоторыми левыми большевистскими партиями как база революционного движения. (Другие левые партии социал-демократического толка так профсоюзы не воспринимают, считая их лишь механизмом улучшения положения работников в рамках капитализма.). Кроме того, левые партии участвуют в парламентских и муниципальных выборах. Это все ведет к созданию особого слоя руководителей, партийно-профсоюзного менеджмента, адвокатов, советников и т.д., которые прекрасно устроены в системе и которым, разумеется, никакая революция не нужна. Они адвокатят работников в судах, комиссиях по труду и т.д., не говоря о парламентах, и сами получают за это хорошие зарплаты. Что до работников, объединенных этими структурами, то они, в условиях централизма, получают не навыки самоорганизации и самоуправления (принятия решений общими собраниями трудовых коллективов), а навыки подчинения своим руководителям. Поэтому, когда и если рабочее движение начинает выходить из-под контроля, руководство профсоюзов (и партий) нажимает на кнопку "стоп", а низовые участники и активисты повинуются, как они и привыкли. Профсоюзные руководители в большинстве случаев уговаривают работников отказаться от радикальных методов борьбы, например от занятия заводов.

Отто Рюле и германо-голандские коммунисты рабочих советов писали об этом еще в 1919-1921 гг. "Профсоюзная бюрократия - писал Рюле - продукт централистско-бюрократической формы организации. Все, что было сказано о партийных вождях, в еще большей степени относится к профсоюзным чиновникам. Они представляют собой настоящих бонз, типичных унтер-офицеров рабочей армии... В конфликте между классовой борьбой и профсоюзной кассой, общим благом и своей миской они всегда решают в пользу второго... Революционизация этих прогнивших и опустившихся образований невозможна. Невозможно преобразовать их в инструменты классовой борьбы. "

Партии с-д или марксистов-ленинцев (большевиков) часто имеют влияние в профсоюзах и контролируют их руководство. Эти партии используют профсоюзы как механизм давления и площадку для агитации и сращиваются с ними. При этом партии и профсоюзы похожи структурно, ими управляет централизованный менеджмент. Проф- и парт-менеджмент переплетаются. И вместе интегрируются в систему, занимая теплые и порой хорошо оплачиваемые места парламентских или муниципальных депутатов и чиновников, управленцев партии и\или профсоюза на всех уровнях. Хорошая зарплата, непыльная работа. А тут угроза революции - зачем оно им надо?

С тех пор ничего не изменилось. Профсоюзы сдали ряд революций - Италия 1919-1920, Франция и Италия 1968-1977, английское восстание шахтеров в 1984. Они уговаривали работников отказаться от захвата фабрик и иных приемов радикализации борьбы и весьма преуспели в этом.

Коммунизм рабочих советов видит выход в иных, непрофсоюзных формах борьбы - это так называемые спонтанные ("дикие") стачки, организованные инициативами работников, создание работниками в ходе стачек непрофсоюзной организации - выборных забастовочных комитетов или Советов, которые находятся под контролем регулярных общих собраний, в создании на предприятиях идейных групп для инициации борьбы и для распространения идеи общества, основанного на самоуправлении и власти непартийных рабочих Советов. Автономия рабочего движения, его самостоятельность и независимость от лидеров и структур власти тут - основа.

Со своей стороны, профсоюзы могут быть инструментом смягчения социальных и трудовых проблем капиталистической системы в некоторые периоды. Но, с другой стороны, они не подготовляют сознание и организации работников к социальным революциям и не направлены на отказ от капитализма, на демонтаж системы наемного труда. Наоборот они являются стоп-краном революционных преобразований, способом интеграции работников в капитализм (когда в условиях финансовых и\или военных кризисов положение работников резко ухудшается и миллионы оказываются на грани выживания или теряют работу, профсоюзы почти бессильны им помочь). Таким образом, для тех, кого интересует рабочее движение, есть два пути - социал-демократический профсоюзный путь, и социал-революционный путь - коммунизм рабочих советов. Выбирать, конечно, будут сами работники, но стоит помнить, что это два разных пути.

Комментарии

Можно говорить о классовой борьбе, но только не о классовой ненависти. Тот,  кто использует ненависть некоторых рабочих к более удачливому и преуспевшему чем он неизбежно проиграет она поглотит его самого. Наверно она вызывается другими причинами и к классовой борьбе никакого отношения не имеет. Именно такие рабочие использовались в советское время теми кто считал себя профессиональными управленцами и такие  им были и  нужны  .В последний период существования СССР  впрочем как и сейчас они чувствовали и  чувствуют себя  совершенно легко и свободно. Пока они не будут вытеснены в России на второй план, ни о каком построении общества на социалистических принципах не может быть и речи. И только тогда можно приступить к созданию народных предприятий, где им место быть не должно.

Рейтинг: 3 (1 голос )

Согласно идеям аргентинского анархизма FORA сам факт преуспевания человека в системе, где для того, чтобы преуспеть, надо ходить по головам других, эксплуатировать работников (присваивая результаты их общего коллективного труда, будучи хозяином  предприятия или менеджером), принимать решения об их увольнениях и командовать - так вот, по мнению FORA, сам этот факт преупевания втакой системе дурно говорит о человеке.

Рейтинг: 4 (1 голос )

Nevermore

Идеи социальной справедливости и классовой борьбы могут быть использованы теми,  кто испытывает зависть, что распределением  доходов занимается  кто-то другой, а не он стремящимися просто поменяется местами.  При этом вовсе не заинтересованными  в справедливом распределении доходов меньше и всего желающими этого.

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости