Анархизм как потребность человека и общества

Постоянный автор "Автонома" Дмитрий Чащин рассказывает о том, что анархизм значит для него.

1. Человек и свобода

Можно сказать с уверенностью, что каждый из нас несчастлив, оказываясь в положении человека, подчинённого чьей-либо власти. Подчинение противно глубинному чувству человеческого достоинства, которое нельзя выхолостить полностью никакой пропагандой, отвлекающим шумом и упорным самообманом. Стоит каждому из нас на минуту остановиться и подумать о своей жизни и нашем положении в обществе, как станет очевидно, что львиную долю нашей повседневной активности определяет власть ряда социальных институтов или конкретных людей. Власть очень разнообразна, она давит на каждого из нас множеством граней принуждения и манипуляций, унижая и доставляя страдания.

Интересно, что похожим образом обстоят дела в ситуациях, когда власть оказывается в наших руках. Любая власть – лишь умеренная форма садизма, а всякий садист – человек глубоко несчастный. Мгновения упоения лишь оттеняют гигантскую внутреннюю катастрофу садиста. Таково свойство человеческой души – когда мы помыкаем другим, нам всегда где-то стыдно и плохо. В глубине души мы знаем, что ведём себя недостойно и неправильно. Совесть строго судит нас, как бы активно и громко мы ни пытались заглушить её голос.

2. Человеческие связи

Итак, мы видим, что власть чужда добру в человеке. Однако одной свободы от власти нам недостаточно. Человек нуждается в коллективе, в связях с другими людьми – экономических, социальных, культурных и душевных. Всё, что есть в нас хорошего, стремится к тому, чтобы формами этих связей были: братство, равноправное единство, дружба и любовь.

Значит, в социальной структуре общества, в котором совместно живут люди, должны быть сведены к минимуму конкуренция, эгоизм, жадность, потребительское отношение к миру и человеку – словом всё то, что прямо противоречит очерченным выше благородным формам взаимодействия в человеческом сообществе. Однако, как мы видим, все жестокие и малодушные модели взаимоотношений между людьми составляют самый дух капиталистического общества, культивируемый его институтами.

Таким образом, врагом человека и человечества выступает государство как организованная система власти, принуждения и иерархии и капитализм как система, поощряющая в людях гнусность, отчуждающая их друг от друга и выстраивающая между ними экономическую иерархию.

3. Очертания нового общества

О современных государстве и капитализме часто говорят как о машине, механизме, системе, где человеку отведена роль шестерёнки или винтика. На самом деле положение современных людей скорее иное. Мы больше похожи на сырьё или топливо, необходимое государственному и капиталистическому механизму для работы. Мы похожи на капли в море или на песчинки в карьере: затерянные в толпе и безгласные, бессильные как-либо повлиять на социальные и экономические процессы, затягивающие нас в свой могучий поток. Парадоксальным образом мы чувствуем себя используемыми и в то же время выброшенными, потерянными.

Справедливое и свободное общество призвано в корне изменить эти роли человека. Отныне каждому предстоит стать равноправным участником общественной жизни. Это, безусловно, потребует усилий: ответственности, активности, преодоления равнодушия и эгоизма. Возможно, кому-то новые обязательства покажутся чересчур обременительными. Однако, только взяв на себя такой труд, человек может начать жить достойно и в полной мере осмысленно. Отказ же от этого труда неизменно оборачивается куда более тяжкой ношей – ярмом эксплуатации и унижения.

Задачей, не менее важной, чем возвращение человека к социальному творчеству, является преодоление отчуждения. Это касается как отчуждения людей друг от друга, так и отчуждения людей от природы.

Точные формы организации справедливого общества будут определены самим революционным народом. Сейчас же мы можем обозначить лишь его общие контуры.

Во-первых, переформатирования требует само пространство жизни. Скученность в постылых и безобразных мегаполисах – это зеркало нашей обезличенности и бесправия в современном обществе. Когда ты песчинка в карьере – ты бессилен. В то же время сгущение населения, безумное наращивание скорости жизни, массовое производство и запланированное устаревание продукции – результат экономической централизации и стремления капиталистов к максимизации прибыли.

Людские поселения должны обрести размер и вид, радующий глаз и позволяющий человеку перестать чувствовать себя жителем муравейника. Политическая и экономическая децентрализация создадут благоприятную ситуацию для таких перемен. Также важно вернуть в жизнь человека природные пейзажи, ныне отрезанные от миллионов людей бесконечными промзонами, автострадами и бетонно-асфальтовым морем. Технологии отныне также должны будут служить подлинному комфорту человека и сбережению природы, вместо поощрения потребительской истерии и прочих деструктивных проявлений.

Социальное творчество и самоуправление будут организованы посредством системы советов, в которых каждый участник сообщества будет иметь равный с другими голос и равное право участия в выработке и принятии решений. Советы будут выдвигать из своей среды рабочие группы и комитеты для исполнения конкретных задач, требующих специализации. Координировать свою деятельность и взаимодействовать советы будут через делегатов, имеющих наказ от направившего их коллектива. Коллектив, в свою очередь, обладает всеми возможностями прямого контроля и отзыва своих делегатов.

Аналогичным образом будет организовано управление средствами производства и процессами производства и распределения. Дополнением здесь станет прямая координация производства с запросами потребителя, что станет альтернативой рынку, создающему на одном полюсе дефицит и нужду, а на другом – перепроизводство и манипуляцию спросом.

4. Революция

Как видно, путь из неприемлемой современности к достойной жизни требует глубоких, кардинальных перемен. Человеку нужно менять своё мировоззрение и свою жизнь, людям необходимо изменить общество так, чтобы оно поощряло человечность и справедливость, а не подавляло и изживало их. Путь радикальных изменений – это путь революции, путь восстания против сил, заинтересованных в том, чтобы оставить всё как есть и продлить торжество садизма, эгоизма и жадности.

Великие потрясения случаются потому, что живому организму человечества нужно отряхивать с себя пыль, коросту и коррозию, коими являются власть, иерархия, любая социальная вертикаль – и всё прочее, что противно чувству справедливости и братства. Человеку как личности и человеческому обществу как миру взаимодействующих личностей и коллективов просто необходимо вырываться из этого прокрустова ложа, сбивать оковы всякий раз, когда они становятся непосильно обременительными.

Необходимость стремления к свободе и справедливости и борьбы за них, пожалуй, невозможно полностью схватить, описать и обосновать словами, потому что восстание против зла и воплощение в жизнь благородных ценностей есть фундаментальная и глубочайшая потребность человека. Можно сказать с уверенностью лишь то, что переход из одного состояние в другое – это решительный разрыв с обществом угнетения, его радикальное, ценностное и практическое отвержение. Процесс резкого перехода от старого порядка к новому будет иметь смысл, как минимум, не меньший, чем поступательная эволюция социальных институтов и взаимоотношений между людьми.

Таково для меня обоснование анархизма как потребности человека и общества и контурный набросок путей его воплощения в жизнь.

Дмитрий Чащин

Материал был подготовлен для журнала "Автоном". Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:

Комментарии

Почти цитируете М. Бакунина:

"Бури в нравственном мире так же нужны, как и в природе: они очищают, они молодят духовную атмосферу; они развертывают дремлющие силы; они разрушают подлежащее разрушению и придают вечно-живому новый неувядаемый блеск. В бурю легче дышится; только в борьбе узнаешь, что человек может, что он должен, и поистине такая буря нужна была теперешнему миру, который был очень близок к тому, чтобы задохнуться в своем зачумленном воздухе." 

(Письмо Матильде Рейхель из заточения в Кенигштейнской крепости. 16 февраля 1850 года. Первый том собрания сочинений)

Рейтинг: 3 (6 голоса )

а системники над малыми детьми измываются 

Голосов пока нет

Довелось работать в телефонных сетях - не пойму, чем это отличалось от древнего рабства, кроме возможности уволиться. Лицемерие, хамство. Интеллект и руки людей должны были быть как у роботов. Что не мешало одному из надсмотрщиков (именно не начальнику а надсмотрщику) быть этно-фашистом откровенным, и по совместительству империалистом, оскорблять крымчан, не пожелавших аннексии. Ну телесные наказания не применялись, времена всё-же более мягкие, но вот оскорбления при малейшем сбое в работе рук или голов человекообразных роботов, которыми считались сотрудники - это пожалуйста. "катя, ёбтвоюмать, опять ты ерунду говоришь" (девчонка запуталась при аварии, и это сотрудница на хорошем счету". "это нужно делать на стойке СЛУК". Нет, бляяядддььь, на стойкеее СДП. "какое право вы имеете визжать на меня" (остатки не до конца истреблённорго достоиства и чести взыграли)"да я-бы тебе и в морду дал"(надсмотрщик сожалеет о тех временах, когда раба можно было безнаказанно побить). поход к начальнику "ваш хрен оборзел совсем". "Да, оборзел, но где я такого хорошего ещё найду, такого эффективного, ну обматери его тоже, разрешаю, но никаких мер принять не могу, мне он так нравится, в качестве надсмотрщика, что не проси, этой функции я его не лишу"

Голосов пока нет

Прочел статью. Первые три части мне понятны и близки но в четвертой когда идеи анархизма предпологается реализовывать революционными методами становится неонятно как из хаоса революции может возникнуть общество справедливости. Я думаю повышение образовательного уровня, масимальное ( реальное ) самоуправление (от улиц и домов до городов и государства ) развитие действительно независимых провсоюзов скорее приведут к созданию нового справедливого общества.   

 

Голосов пока нет

В оппортунизм впадаете, товарисч

Голосов пока нет

Оппортуни́зм следование своим интересам, в том числе обманным путём, включая сюда такие явные формы обмана, как ложь, воровство, мошенничество, но едва ли ограничиваясь ими. Намного чаще оппортунизм подразумевает более тонкие формы обмана, которые могут принимать активную и пассивную форму, проявляться ex ante и ex post.
О. Уильямсон (1985)[1]
В чем же здесь оппортунизм?

Голосов пока нет

Термин «оппортунизм»... означает частичный или полный отказ от политических принципов, если не на словах, то на практике. В вашем случае это отказ от революционных идей, реформизм.

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости