Книгогид анархиста №1: Эрнст Шумахер, Малое прекрасно

Эрнст Фридрих Шумахер — не анархист, не коммунист и даже не социалист. Он видный экономист XX столетия, успевший поработать как в частной сфере в угледобывающей компании National Coal Board, так и консультантом правительств Замбии и Бирмы. Самым значимым вкладом Шумахера в дело решения глобальных экономических задач является основание организации «Подходящая техника» (Intermediate Technology, сейчас носит название Practical Action - «Практичное действие» и работает по сей день как благотворительная организация). Организация занимается разработкой и внедрением специфичных производственных решений, обладающих потенциалом для улучшения экономической жизни в различных регионах. Для каждого региона организация разрабатывает свои решения. Сейчас в фокусе организации находятся такие страны как Бангладеш, Боливия, Перу, Непал, Зимбабве, Кения и Судан. Их лозунг - «Мы верим в технологическую справедливость».

Шумахер видел недостатки шаблонного подхода в деле экономической помощи странам третьего мира и подчеркивал неоднократно, что зачастую экспансия крупного капитала из развитых стран в страны третьего мира оборачивалась не манной небесной и экономическим развитием, но напротив, еще больше усугубляла положение дел местного населения, ведь экспорт технологий производств, чуждых для этих стран, намного опережающих их технологическое развитие, оборачивался намеренным или ненамеренным экономическим империализмом.

Для местного населения импортные технологии зачастую опережали их готовность эти технологии использовать. У них отсутствовали образовательные институты, которые могли бы им дать понимание этих технологий. Жители «неразвитых стран» являются носителями культуры и этики, чуждых культуре высокотехнологичного мануфактурного массового производства. Как правило такие общества попадают в ловушку экономической помощи «с запада», занимая низшие должности на данных производствах без возможности карьерного роста. Остальные же должности, как правило занимаются специалистами, опять же, из-за океана, и в результате положение местного населения скорее становится похожим на положение рабов, и если примитивный ремесленный ручной труд способен быть творческим, способен доставить человеку чувство глубокого удовлетворения, то рутинный, машиноподобный труд способен лишь отчуждать человека от объекта труда и едва ли может стать фактором самореализации.

Люди, работающие на низших должностях на производстве и не обладающие глубинным знанием того, как эта техника работает, не смогут впоследствии воспроизвести производственный процесс заново, а будут и дальше зависимы от интеллектуального и технологического вклада богатых стран.

Шумахер, не пытаясь разрушить капиталистическую систему, предлагает нам другой, прагматичный подход. Главный тезис книги — самая современная техника зачастую не самая подходящая, когда речь идет о развитии бедных стран. Для каждого случая необходимо создавать новую технику, не самую совершенную и технологичную, но самую подходящую, учитывающую уровень образованности, природные, экологические и культурные особенности региона. Технику, которая бы не вставала перед местным населением отвесной скалой, но становилась бы ступенькой вверх на пути к гармоничному развитию и преодолению хронической бедности.

Учитывая то, что как известно, «левые читают только левых авторов», думаю что прочтение данной книги будет ни для кого не лишним.

Давайте ознакомимся с небольшим отрывком из книги:

«Кажется чуть ли не милостью провидения, что мы, богатые страны, нашли в себе душевные силы хотя бы для того, чтобы обратить внимание на третий мир и попытаться уменьшить его бедность. Несмотря на разнородность мотивов и сохранение эксплуататорских практик, я считаю, что эта перемена во взглядах богачей, случившаяся совсем недавно, благородна. И она может спасти нас: ведь бедность бедных, в любом случае, лишает их возможности перенять нашу технику. Они, конечно, часто пытаются это сделать, а затем переживают страшные последствия этих попыток: массовую безработицу, массовую миграцию в большие города, упадок сельской местности и невыносимые социальные трения. На самом деле им нужно то же, что и нам, та самая вещь, о которой я веду речь, — техника иного рода, техника с человеческим лицом, которая, вместо того чтобы делать человеческие руки и мозги излишними, поможет им стать намного производительнее, чем когда-либо прежде.

Как сказал Ганди, чтобы помочь бедным нужно не массовое производство, а производство массами. Система массового производства, основанная на сложной, чрезвычайно капиталоемкой, требующей большого количества энергии и сберегающей человеческий труд технике, предполагает, что вы уже богаты, поскольку, чтобы создать и оборудовать одно-единственное рабочее место, нужны значительные капиталовложения. Система производства массами мобилизует бесценные ресурсы, которыми располагают человеческие существа, — их умные мозги и умелые руки — и снабжает их первоклассными орудиями. Техника, применяемая для массового производства, по своей сути насильственна, самоубийственна в силу своего подхода к невозобновляемым ресурсам и отупляюще воздействует на человека. Техника, с помощью которой производят массы, задействуя лучшее из современных знаний и накопленного опыта, способствует децентрализации, совместима с законами экологии, трепетно относится к редким ресурсам и предназначена служить человеческой личности, а не делает ее слугой машин. Я назвал ее промежуточной техникой, чтобы подчеркнуть, что она далеко превосходит примитивную технику прошлых веков, но в то же время намного проще, дешевле и доступнее, чем супертехника богатых. Ее можно также назвать техникой для самопомощи, или демократической техникой, или техникой народа. Это техника, доступ к которой может получить каждый, которая не закреплена за теми, кто уже богат и могущественен. Я рассмотрю ее подробнее в следующих главах.

Хотя мы и обладаем всеми нужными знаниями, нам, кроме того, требуется приложить систематические, творческие усилия, чтобы сделать использование такой техники реальностью, сделать так, чтобы она была на виду и имелась в наличии повсеместно. Мой опыт показывает, что вернуться к простоте и прямоте намного труднее, чем продвинуться в направлении еще большей сложности и изощренности. Увеличить сложность может любой третьесортный инженер или исследователь, но чтобы снова сделать вещи простыми, нужен талант к настоящим прозрениям. А эти прозрения не так-то легко наступают у людей, допустивших собственное отчуждение от настоящей, производительной работы и от самоуравновешивающейся природной системы, которая всегда безошибочно знает меру и границы. Любая деятельность, не знающая самоограничивающего принципа, идет от дьявола. В нашей работе с развивающимися странами мы вынуждены, по меньшей мере, осознавать ограничения, которые накладывает бедность, и эта работа может стать для нас всех полезной школой: подлинно пытаясь помочь другим, мы можем получить знания и опыт, которые пригодятся, чтобы помочь себе самим».

Материал был подготовлен для журнала "Автоном". Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости