«Люди годами еще будут друг друга убивать»: интервью с украинской анархисткой

Редколлегия Avtonom.org не согласна с позицией интервьюируемой. Мы выступаем против всех государственных армий – в том числе против украинской, и в том числе ее добровольческих отрядов. Мы против обеих сторон вооруженного конфликта на Донбассе, что обосновано в общем «заявлении левых и анархистов по поводу противостояния в Украине». Данный материал представлен в дискуссионных целях.

Оля и её муж Женя – одни из самых активных анархистов в Киеве. Они были на Майдане от начала и до конца протестов. Затем Женя записался добровольцем и сражался на Донбассе. Оля рассказала в интервью «Автоному» о текущей ситуации в Украине, перспективах Донбасса и добровольческих батальонах.

- В какой степени ты лично помогаешь АТО?

- Давай только не АТО, а война. АТО – это операция. Операция – это оперативное тактическое действие. А то, что происходит – настоящая война. Война между двумя государствами. Я думаю, нужно правильно называть вещи.

Я не помогаю войне. Этой войне. Но я помогаю бойцам одного из батальонов печатать свое издание. Оно называется «Воля Або Смерть». Конечно же, название оно получило не без нашего участия. Печатаем новости батальона, пишем о боях, которые были год назад, которые были недавно, о погибших ребятах, революционные вещи пишем.

- Твое отношение к участию мужа в АТО?

- Когда он пошел в добровольческий батальон летом 2014, конечно, я злилась. Я не понимала, зачем, ради кого или чего. Но тогда вопросы были не только у меня, но и у самих добровольцев. Со временем это понимание пришло. Во всяком случае, у меня. Можно всю жизнь сидеть на диване, фантазировать о революции, участвовать в мероприятиях разных, которые мало на что влияют, посещать тусовки «своих», «правильных»; концерты, зины, лагеря, пиво, Крым… Все это хорошо конечно. Вроде как чем-то и занимаешься, так сказать, революционными делами. А на самом деле сидишь в относительной безопасности и толку от тебя как с козла молока. А можно рискнуть. Можно встать на путь между жизнью и смертью, но приобрести бесценный опыт, знания, новых товарищей. Много чего еще можно взять от войны. Но, кажется, и этого достаточно, чтобы рискнуть.

Если говорить про личное отношение, то, конечно, голос, принадлежащий подруге, говорит: «Не иди, тебя же могут убить», а вот голос товарища повторяет: «Все правильно, это нужно, ты справишься».

- Что представляют из себя добровольческие батальоны?

- Хм. Не могу даже как-то объяснить. Вот, к примеру, если попасть в армейскую казарму с мобилизованными, а после – к добровольцам, то разница чувствуется очень заметно. Не то, чтобы где-то очень уж плохо, а где-то очень хорошо. Люди есть очень разные. Но добровольцев объединяет чувство долга перед собой. У большинства мобилизованных его нет. Но их никто и не винит. Насильно, как говорится, мил не будешь. Да и понимание того, что тебя загнали как скота в вонючие советские казармы и скоро отправят на убой, что вся эта падаль в кабинетах и министерствах продолжает сидеть в теплых креслах и воровать, что их сынки мажоры плавают на яхтах и извращаются как могут, очень сильно деморализует людей. Отсюда пьянство, дезертирство, отсутствие интереса. Но лукавить ни к чему, среди добровольцев это все тоже есть, однако не носит постоянный характер.

- Каковы возможные пути урегулирования сейчас ситуации на Донбассе? Возможна ли анархистская повестка в данной ситуации?

- «Урегулировать» – это то, чем занимается сейчас украинская власть. Да, можно урегулировать, прекратив огонь, отведя вооружение, дав амнистию зачинщикам «русского мира» и прочее. Но решит ли это конфликт? Нет. Однозначно нет. Урегулировать – значит забыть и забить на тех, кто погиб, на тех, кто остался без рук и ног; урегулировать – значит плюнуть в лица матерям и отцам солдат, которые не вернулись; урегулировать – значит плюнуть в лица тех, кто воевал и остался жив не ради того, чтоб «понять и простить».

Мне кажется, цитата Нестора Махно «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют» очень подходит в нынешней ситуации, где белыми выступает российская власть, а красными – украинская.

Конечно, можно условно урегулировать ситуацию, остановить и убрать тяжелое вооружение. Но разве от того наступит мир? Разве путинская пропаганда остановится? Разве люди, разогретые ненавистью друг к другу, смогут помириться? Разве народ, не согласившийся с «русским миром», сможет вернуться на родной Донбасс и жить плечом к плечу с теми, кто разрушил их дома, их жизни, их мир? Нет, не смогут. Люди годами еще будут друг друга убивать, вести подпольную, партизанскую войну, пока одни не истребят других.

- Что происходит сейчас у украинских анархистов?

Ничего не происходит. Вот просто ничего и все. Сначала Майдан, потом война раскололи всех на слишком мелкие фракции. Но мне, по правде, нет до них никакого дела. Я знаю, что я делаю, куда я иду, и как долго я буду идти. Мне этого достаточно. Так же достаточно и тех людей, с которыми меня свела война. В них я вижу гораздо больше потенциала к революционным действиям, чем в тех, кто кричит про толерантность и неприятие ни одной из сторон в этой войне. Создать третью сторону – слишком тяжелый шаг. Это ж надо, прости, задницу от фейсбука поднять. Это ж надо рисковать. А кому охота погибать? Ну, раз не охота сражаться – то и сиди дома тихонько. Так и происходит.

Выходцы с «Автономного Опира», фанатов «Арсенала» воюют, некоторые больше года. Но они прекрасно влились в националистические тусовки. Тут третьей стороной и не пахнет.

Люди, отвоевавшие год, полтора года, не смогут вернуться просто так домой и жить на гражданке как раньше. Поэтому необходимо направить их потенциал в правильном направлении. Многие не прощают и никогда не простят Порошенко и иже с ним всех его грехов. Человек будет либо пить, либо локально, эмоционально расправляться с властью. А все это может закончиться плохо, если делать неграмотно. Никто не хочет третьего Майдана с таким количеством жертв со стороны народа, но многие хотят расправы над властью.

Поэтому мы работаем и стараемся общаться с бойцами батальона о планах на будущее. Природозащитный аспект стоит не на последнем месте. К примеру, возвращение Конча-Заспы (большой природный массив под Киевом на берегу Днепра; в 90-х годах часть массива была замыта песком и застроена дворцами депутатов и высоких чиновников) природе – природозащитный акт, революционный.

- Каково твое нынешнее отношение к Майдану?

- Наверное, такое же, как и тогда, когда я принимала в нем участие. Майдан взрастил много ростков самоорганизации. Волонтерское движение местами заменяет обязанности государства и это очень хорошо. Во-первых, народ видит неспособность власти и государства выполнять очень многие задачи. Если государство не справляется даже с функцией обороны и социалки – разве такое государство нужно? К людям уже приходит это понимание. Во-вторых, народ постепенно привыкает и учится быть ответственным за то, что происходит у себя во дворе, в поликлинике, ЖЭКе; за то, что происходит с детьми погибших воинов, что происходит с инвалидами. И в-третьих, постепенно мы овладеваем навыками настоящей самоорганизации. После Майдана я практикую самоорганизацию в обычной жизни, на улице, гораздо чаще, чем при прежней деятельности в каких-то организациях.

- У тебя, у твоего мужа в фейсбуке я регулярно вижу фото с желто-голубыми флагами. Почему для вас это приемлемо?

- Да знаешь, сейчас желто-голубой флаг прицеплен везде, где только можно и не нужно. Вот пишет человек, к примеру, на фейсбуке, что-то стоящее, антивластническое, в какой-то мере революционное. Вот вроде все как надо. А в конце «Слава Украине» или что ни будь подобное. Или вот, к примеру, в Питере прошел марш против войны и в поддержку Украины, приносили очень много шариков цветов украинского флага. Меня такая новость греет, конечно же, я ее кидаю себе в фэйсбук. Но нужно понимать, что желто-голубой воспринимается не всегда как патриотическая символика.

Пропаганда патриотизма работает не хуже, чем путинская. Во время войн государств всегда так было. Я даже боюсь представить, каким вырастет следующее поколение, когда младенцев наряжают в вышиванки, детям покупают значки с цветами ОУН, а малыши в школе уже знают, что они жидобандеровци и нужно лупить москаля, кричат «Слава Украине».

- Как вообще оцениваешь нынешнюю ситуацию в стране?

- Сложно сказать. Настроения у людей разные. Кто-то отсиживается, кто-то воюет, кто-то с утра до ночи носится, чтоб солдат одеть и обуть, экипировать. Я прожила два месяца в Мариуполе. Через 23 километра по трассе идет война. Когда содрогаются стекла в рамах, а звуковая волна от разрыва снаряда настолько мощная, что кажется, будто вот-вот сейчас прилетит, детишки все так же бегают во дворе; взрослые все так же жуют шашлык, запивая водкой в кафе; в торговых центрах всё так же продают бриллианты и айфоны; в это же время на каком-нибудь тендере кто-то получает откат, то что можно сказать о нынешней ситуации в стране?

Беседовал Валерий Листьев, 7 октября 2015 года

Текст подготовлен для грядущего 37 номера журнала "Автоном"

Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:

Комментарии

Интервью имперских шлюх, которые воюют с собственным нарордом и при этом называют себя анархистами. Очень интересно.

Рейтинг: 5 (1 голос )

в который раз выяснилась вся мелкобуржуазная и насквозь антиреволюционная сущность анархистов. воюют за государство...анархисты за государство,Карл!

Голосов пока нет

Мелкобуржуазная малограмотная шлюхота. Что она сама, что её муж... Был недавно в Солониках и Афинах. Там тоже живенько тема об "укроанархистах" поднималась... В итоге, пришли к единому мнению - продажные твари.

Голосов пока нет

Автоном, а можете уточнить, в какой конкретно анархисткой группе принимали участие данные ребята во время Майдана? Либо же это внеорганизационные активисты?

Голосов пока нет

Голосов пока нет

Никакой симпатии Укрина не вызывет, но во время конфликта на её юго-востоке я поддерживал душой Украину, и не признаю захват Крыма. Почему? 

Потому-что не хочу быть на одной стороне конфликта вместе с омерзительными русскофашистами всех мастей - от писателя-фашиста из Тюркменбашы м.калашникова до вице-спикера госдуры фашиста вв жириновского. 

В Крыму большинство крымскоязычного населения, насколько я знаю, против его захвата. За захват большинство русскоязычного населения, большая часть которого своим языком подавляет там и украинский и крымский языки. Почему доля русскоязычного населения в Крыму аномально высокая (это-же не Вологда)? Из-за политики русификации окраин в рамках великодержвной политики русификации времён РИ, и времён СССР (кроме чистого от этой гадости Ленинского периода)

Поддержка захвата Крыма - поддержка державной русификаторской политики, часто сливающейся с русским фашизмом (ЕГЭ насколько я знаю везде только по русски можно сдать, от Калининграда до Чукотки). Это - поддержка государства, уничтожавшего в Грозном всё живое (не являюсь сторонником чеченийской независимости, но политику РФ в Чечении считаю преступной)

Ярый соловей державной русификации - фашист-писатель Проханов, преветствующий русификацию, друг которого оправдывает преступления русскофашистских боевиков, избивавших в 2010 году в Москве людей за ненордическую внешность, кроме того П - сторонник принудительной христианизации, сталинизма, и уничтожения всего живого во время бойни в Грозном, ненавидящий всё чеченийское, и на 70-80% юдофоб

Гиркин - друг П. Этим всё сказано. 

Да - Украина с её памятники Бандере и батальоном Азов - не идеал. Но всё-же он стремится быть ближе к Европе, где ситуация с правами человека лучше, чем в РФ, в Украине нет министра сельского хозяйства Ткачёва, оскорблявшего коренное население Сочи - адыгейцев. И, насколько знаю, в Украине нет случая физических расправ над украинцами неарийской внешности - например этническими гагаузами и румынами, в то время, как в Москве было немало случаев убийства боевыми фашистами россиян неарийской внешности (наберите с поиске "убийство Самедова в Лианозово" например

 

 

Голосов пока нет

Quote:
Потому-что не хочу быть на одной стороне конфликта вместе с омерзительными русскофашистами всех мастей - от писателя-фашиста из Тюркменбашы м.калашникова до вице-спикера госдуры фашиста вв жириновского.

Опять демагогия. Необязательно быть на чьей-либо стороне. Можно не поддерживать обе стороны конфликта.

 

Quote:
не являюсь сторонником чеченийской независимости

От кого чечня должна зависеть? От России, которую вы тут ругаете чуть выше?

 

Quote:
Но всё-же он стремится быть ближе к Европе, где ситуация с правами человека лучше, чем в РФ

Не спорю, в европейских тюрьмах сидеть лучше, чем в рашкинских. Но зачем выбирать между тюрьмами?

 

 

Голосов пока нет

1. Я не поддерживал обе стороны конфликта, не помогал деньгами ВСУ, не писал нигде в интернете восхваление ВСУ, но болел душой против гиркистов

2. Да, я считаю, что независимое чеченийское государство невозможно, и что ЧРИ должна была остаться в составе РФ, и болел за единство РФ во время операций, вместе с тем уничтожение мирных жителей со стороны силовиков РФ считаю преступным, и государство РФ не уважаю (к государству Украина теперь это точно также относится, но с меньшей силой, так как гражданских потерь в Донбассе (человек)/(единиц площади) меньше, чем в Чечении)

3. И не только в тюрьмах. Ситуация с гражданскими правми и свободами в  большинстве стран ЕС и в Украине качественно лучше, чем в РФ, от этого сторонником ЕС не являюсь

Голосов пока нет

Я считаю РФ зоной строгого режима,  ЕС - зоной общего режима, выражаясь языком тюремщиков, но борюсь последовательно за права человека во всём мире

Голосов пока нет

Печально, очень печально видеть столько бессмысленной ненависти в комментариях.

Голосов пока нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости