Ультра.Культура 2.0: Обновленное издательство снова на передовой антиохранительского фронта

«Ультра.Культура» – широко известное не только в узких кругах издательство, чьи бумажные манускрипты с описанием язв современности успели многих разозлить, многих спровоцировать, многих вдохновить. С вновь восставшей из пепла издательской артелью решили пообщаться о делах текущих. С Александром Бидиным беседовал Леха Джейтиев.

- Представь издательство тем, кто впервые о вас слышит.

- Уверен, что почти все читатели более-менее знакомы с «Ультра.Культурой» хотя бы по разгромной статье в одном из старых номеров «Автонома». Но, думаю, немногие обращают внимание на приставку 2.0, которая сопутствует нынешней формации. Первая «Ультра.Культура», главредом которой был Илья Кормильцев, появилась в 2002 году. К тому времени Илья был составителем нескольких книжных серий, в том числе «Альтернативы», что выходила в оранжевых обложках и специализировалась по контркультурной прозе. Важным моментом является то, что «Альтернативу» издавал монстр книжного рынка АСТ, и, как любая корпорация, она была сосредоточена в первую очередь на извлечении прибыли, нежели на книгоиздательской культурной миссии. С другой стороны, эта серия на практике доказывала наличие спроса на литературу, противопоставляющую себя мэйнстриму. Тогда Илья выступил инициатором создания нового проекта, не зависящего от внутренней цензуры АСТ, с собственной идеологией и целями. Важно понимать, что любая систематическая деятельность требует материальных ресурсов. Выпуск книг, особенно иностранных, это весьма трудоемкий процесс. Нужно заплатить денег переводчику, что бы он смог перевести книгу в сжатые сроки, выкупить на нее права, отредактировать, откорректировать, сверстать, напечатать, распространить по магазинам. Если речь идет об одной книге, то часть этих задач, конечно, может быть выполнена на энтузиазме, в свободное от основной работы время. Однако выпуск книги растянется на неопределенный срок, ведь люди основную часть своего времени будут заниматься зарабатыванием денег, а на проект тратить ту небольшую часть, что отводится на «отдых». Думаю, данная ситуация должна быть хорошо знакома всем активистам. Если речь идет о регулярном издании множества книг, то тут нет никаких других вариантов, кроме как пытаться найти баланс между необходимостью зарабатывать и желанием делать интересные книжки.

В начале двухтысячных возникла возможность создать издательство, балансирующее на этой грани. Илья собрал нескольких человек, в том числе Алексея Цветкова, редактора нон-фикшн «У-фактории» Вову Харитонова и Александра Касьяненко – дизайнера книжных обложек, в том числе разработавшего макет той оранжевой серии. Так стартовала первая «Ультра.Культура», просуществовавшая до 2007. Даже не смотря на все внимание СМИ, проект не был таким уж успешным с финансовой точки зрения – сыграли свою роль репрессивные органы, изымающие тиражи, и общая деградации книжной индустрии, которая была фактически монополизирована несколькими огромными корпорациями, скупившими большую часть точек распространения и забивающими их всякой макулатурой. Это, кстати, глобальный процесс – то же самое происходило с книжной индустрией по всему миру. Прекрасно этот феномен описан в книге Андре Шифрина «Легко ли быть издателем. Как транснациональные концерны завладели книжным рынком и отучили нас читать». Доходило до того, что работники издательства, в том числе и Кормильцев, пару раз устраивали «забастовки», требуя своевременной оплаты за свою работу от владельца издательства.

Закрытие было связано сразу с несколькими причинами. Во-первых, инвестор захотел избавиться от своего издательского бизнеса и продал УК вместе с другими проектами все тому же пресловутому АСТ, а во-вторых, умер Илья. АСТ возобновлять деятельность издательства не захотело и выпустило пару готовившихся книг в рамках своих штатных серий.

Прошло 3 года, в течение которых бывшие участники периодически думали о том, как восстановить проект, и в 2010 году нашелся фонд «Тамалекс», который по каким-то причинам захотел профинансировать издание нескольких книг. Поскольку юридически издательство принадлежит теперь АСТ, мы сделали «новое» название – «Ультра. Культура 2.0». К тому же изменению подверглась и структура издательства: её можно охарактеризовать как артель. У нас нет владельца и никто не получает прибавочную стоимость, но мы оплачиваем труд людей участвующих в производстве и распространение, а решения принимаем коллективно, например о том что мы будем выпускать на деньги. заработанные от продажи спонсированных книг. Кроме того существенное внимание уделяется онлайн-составляющей проекта.

- Какие провокации уже успели издать?

- Рассматривать деятельность «Ультра. Культуры» только как провокацию будет не вполне верно. Все мы знаем как этот анархический по сути жест был успешно адаптирован поп-культурой и рекламной индустрией. Если говорить кратко, то наша цель – разрушение главенствующей идеологии, какой бы она не была на текущий момент. Ведь идеология – это ложно сознание, которое призвано укрепить стабильность властных отношений через объявление существующего порядка вещей как «естественного», «морального».

Любые феномены угрожающие статусу кво, выставляются системой как маргиналии, цензурируются и исключаются. Именно поэтому целью издательства было дать им голос, в не зависимости от того, разделяем ли мы их идеи или нет. Свободный человек должен сам выстраивать собственную позицию по любому вопросу и постоянно проверять на прочность собственные убеждения, в том числе рассматривая аргументацию тех, чьи взгляды могу быть ему неприятны. Это процесс вечного развития и движения, который мы противопоставляем охранительскому зуду не пущать и запрещать.

- По каким статьям успели осудить?

- Формально в России запрещена цензура, и осудить за книгоиздание не могут. Но если книга признается нарушающей законодательство, то могут её изъять или осудить за распространение. Таким образом, книги пропадают из магазинов, и деньги, вложенные в их печать, сгорают. Основными пунктами, по которым нас прессовали, были наркотики и порнография. Экстремизм тогда еще был не в «моде». Характерно, что даже такой культурологический и явно не пропагандистский труд как «Культура времен апокалипсиса» была изъята под предлогом пропаганды кетамина.

- Какова реакция читателей?

- Охранители брызгали слюной и подавали иски, например от лица «Народного Собора». Либеральная интеллигенция не простила Кормильцеву книгу про наци-скинхедов, и его уволили из журнала «Иностранная литература». С другой стороны, все книги издательства сканировались энтузиастами и выкладывались в сеть, что как бы говорит об востребованности. Лично я знаю некоторых людей из анархо-среды, которые перед тем, как влиться в движение, прочитали многие ультракультурские книги и уверен, что они существенно повлияли на их восприятие действительности.

- Как я понимаю, раннее издательство скорее публиковало описание окружающего пиздеца, всё что контркультурно, в том числе наркотики, нацизм, педофилия, сатанизм, сейчас все более склоняется к окололевацкому осуждению? С чем это связано?

- Как я уже говорил выше, цель издательства – разрушение любой идеологии, которая стремится занять гегемонию, а не хипстерское желание покопаться во всякой яркой дичи. Собственно УК и раньше выпускала книги про левых и тексты левых авторов: «Антология современного анархизма и левого радикализма», «Восстание среднего класса» и «Периферийная империя» Кагарлицкого, «Революционное самоубийство» Хью Ньютона, «Суперприсутсвие» Цветкова, «Потреблятство – болезнь угрожающая миру», «1968» Патрика Рамбо, «Евангиле от змеи» Пьера Бордажа, «Словарь тактической реальности» Беккера Конрада, «Вэспер, Энслин, Баадер», «4 мировая война» Субкоманданте Маркоса... Это связано с тем, того левая теория подразумевает критику и деконструкцию существующего порядка, что нам очень близко. Когда в современной России левые не имеют ни собственных больших СМИ, ни каких-то крупных организаций, а Медведев открыто называет марксизм экстремистским учением – это означает, что система чувствует опасность для себя, исходящую из этой области знания.

В то время как национализм система уже удачно переварила и вписала в себя. Взять того же Охлобыстина. Собственно УК и ранее не издавала таких фашистских агиток вроде «Вся правда о жидовском заговоре». Было выпущено 2 книги – «Скины. Русь пробуждается» и «Дневник Тернера». Лично мне кажется, что читая эти книги, любой нормальный человек пропитается здоровым отвращением к расистам. В «Скинах» главный герой производит впечатление идиота с явными садистскими наклонностями – чего стоит хотя бы описание того, как он с друзьями избивает беременную женщину до выкидыша, сделанное в таких совершенно героических тонах. «Дневник Тернера» – тоже крайне увлекательное чтиво, которое дает прекрасное представление о параноидальном стиле мышления ультраправых, которые ради достижения своих целей готовы устроить катастрофу, где погибнет львиная часть «собратьев по цвету кожи».

- Вы свободно выкладываете книги в открытый доступ. Не снижает ли это спрос на бумажные носители? Насколько велик интерес к выложенным в сеть книгам? И кто победит – бумага или экран?

- Честнее будет сказать, что мы выкладываем книги в полу-свободный доступ. Вы можете читать книги на сайте, но электронная версия для ридеров продается уже за деньги. Если книга утекает в сеть, то мы тоже не печалимся, но скорее этому рады. Задача любого издательства – произвести книгу и сделать, так что бы как можно больше людей её прочитало, а плата за книги взимается, чтобы и дальше продолжать деятельность. Если книгу никто не прочитает, то зачем ее вообще выпускать? Понятно, что капитализм, как правило, извращает схему, но поскольку у нас нет владельца, который бы изымал прибыль, то она тратится на выпуски новых книг (то же «Грядущее Восстание» было напечатана на заработанные деньги) и мы имеем шансы сохранить её в оригинальном виде. Если человек приходит на сайт и может потратить деньги настолько легко, что ему лень искать бесплатный вариант или читать с экрана, то пусть платит – на эти деньги мы сможем перевести и опубликовать новые книги. А, может быть, он понимает весь этот экономический бэкграунд и хочет таким образом поддержать нашу деятельность. Ведь ситуация такова, что количество ридеров растет и очевидно, что основная часть их пользователей не будут покупать бумажные копии, и нужно пытаться искать иные способы получения ресурсов на производство книг. Мы пробовали вариант добровольной оплаты, но он оказался не очень удачным. Из 300 человек, скачавших книгу, заплатил только один. Мне кажется, что во многом это объясняется тем, что людям просто лень делать еще пару кликов – скачал и ушел, а потом забылось.

Насколько все это снижает продажи – сказать сложно. В принципе, для англоязычной сферы есть даже обратная статистика – даже электронных вариантов начинает продаваться больше после того, как книга утекает в сеть, но возможно, что в России, вследствие региональных особенностей (низкий уровень жизни, малое распространение электронных платежей, отсутствие аналогов amazone) эта взаимосвязь не работает. Мне кажется, что электронное распространение на продажах бумажных копий негативно не сказывается. Реальная проблема – это отсутствие нормальных книжных магазинов за пределами Москвы, Питера, Перми и Новосибирска. Да и в этих городах независимые точки можно пересчитать по пальцам, и все они сосредоточены в центре.

Что касается схватки бумаги и экрана, то, безусловно, скоро все будет читаться на ридерах. Бумажные книги никуда не исчезнут, так как в отличие от тех же аудиокассет, для их использования не нужны дополнительные устройства – открыл и читай, но их роль как главного носителя текста пострадает. Возможно, что следующему поколению, которое будет учиться читать уже с экрана – бумажные книги будут казаться крайне неудобными и непривычными. Им будет удобнее мотать текст, нежели переворачивать страницы.

- И что интересное выходило за последнее время?

- Самая последняя наша книга – это совместный проект со «Своими 2000», создателями фильмов «Пыль» и «Шапито шоу», организаторами первых московских стритпати, на основе которых уже позднее возникла новосибирская «Монстрация». У них была телега про «Движение за добровольные сегрегации» – по сути такой автономизм. И один из них, от лица героя «Шапито Шоу» написал книгу «Параллельные общества» – путеводитель по коммунам и автономным зонам, начиная от древних ессеев и кончая контркультурными коммунами 20 века.

Текст опубликован в последнем выпуске журнала "Автоном". В Москве и Петербурге журнал можно приобрести в независимых книжных магазинах, их списмо смотрите в разделе "Места продажи". Со списком корпунктов "Автонома" в регионах можно ознакомиться здесь. Также вы можете заказать журнал по почте, заказы направляйте по адресу avtonomjournal@gmail.com.

Авторские колонки

Востсибов

Мы привыкли считать, что анархия - это про коллективизм, общие действия, коммуны. При этом также важное место занимает личность, личные права и свободы. При таких противоречивых тенденциях важно определить совместимость этих явлений в будущем общества и их место в жизни социума. Исходя из...

2 недели назад
Востсибов

В статье, недавно перепечатанной avtonom.org с сайта группы "Прамень", автор формулирует проблему насилия и ксенофобии внутри анархического движения, и предлагает в качестве решения использовать, по аналогии, "кодекс поведения" как в крупных фирмах и корпорациях, или "коллективный договор", однако...

1 месяц назад

Свободные новости