Сквот кота Матроскина: анархистская община в Псковской области

Деревню Сквошино бесполезно искать на карте — это самоназвание поселения — компиляция из слов «сквот» и «Простоквашино» — потому что первые его жители приехали из города и по наводке местных засквотировали хутор и стали на нем жить как Дядя Федор, Матроскин и Шарик. О жизни в Сквошино «Автоному» рассказали обитатели поселения.

Марс: «Идея переехать жить из города на лоно природы посетила меня и несколько моих друзей лет восемь назад в ходе разочарования результативностью социальной активности в городских условиях.

Эта социальная активность заключалась в широком спектре экологической и правозащитной деятельности – в разные годы я, например, ездила в эко-лагеря «Хранителей радуги», защищала права вич-инфицированных в группе FrontAids и ходила на первомайские и феминистские демонстрации в попытке изменить далёкие от идеала устои общества и с идеалистической мечтой изменить мир.

Постепенно пришло осознание, что «воз и ныне там», и надо действовать иначе – если общество остаётся прежним – нужно предложить реально функционирующую прогрессивную модель иной общественной ячейки – сперва мы начали реализовывать уже не новую идею коммуны, попробовав организовать жизненное пространство в сквотах, но, увы, ни в Москве, ни в Питере сквоттинг не был успешным, и нам не удалось создать новую Христианию – жильцы домов под снос не спешили объединяться с новоявленными коммунарами, а желали переехать в новые квартиры, а нашими конкурентами на невостребованное пространство оказывались не только безобидные бездомные, но и наркоманы, братки в кожанах и сутенёры.

Выселение следовало за выселением. Дольше всего – почти два года, просуществовал сквот в изначально затопленном, потом осушенном и облагороженном нами бомбоубежище, но и его, увы, выселили. Это были 2006-2008 годы, когда как раз появился отдел «Э», и радикальные перформансы перестали привлекать большое количество народа, а разрешённые митинги начали казаться нерезультативными – как будто твои слова адресованы только таким же, как ты. Ни о каком изменении общества речь уже не шла - и мы начали обсуждать иные способы - например, воспроизведение модели идеального неиерархического малого сообщества где-нибудь не в городе, а сельской местности – так возник проект нашего поселения.

Вот тогда несколько друзей решили объединиться в поиске подходящего места за городом для реализации идеальной модели общества и организации автономного пространства. Мы съездили в пару-тройку поселений, например, побывали в кемпхилл-деревне Светлана и соседствующем ему вальдорфском поселении Рыжково. Но мы хотели сделать именно свой проект – не кальку чего-то уже имеющегося – с горизонтальными принципами, с принятием решений консенсусом, равными возможностями самореализации независимо от гендера.

Мы занялись поиском земли, думали про Ладогу и Краснодарский край, но волею судеб оказались на Псковщине. Здесь поселились трое наших друзей, двое из которых спустя год трагически погибли - в день своей свадьбы они возвращались автостопом из Пскова, был поздний вечер, и их, не заметив на обочине дороги, задавила насмерть фура. Мы, их друзья, приехали в кажущийся пустым и одиноким дом на 40 дней, с поддержкой и помощью третьему товарищу. Мы остались на месяц, убирали брошенные впопыхах вещи – ребята собирались после свадьбы на море – помогали делать заготовки на зиму – была осень... Уехали в город за вещами и вернулись насовсем, потому что поняли, что теперь связаны с этим местом и хотим продолжать именно здесь то, что начали наши друзья.

Постепенно мы оценили прекрасную и дикую природу этого края, и близость европейской границы, и на удивление преобладающих интеллигентных и интересных соседей, и хуторное, а не деревенское устройство местных поселений, благодаря чему соседи ещё милей, потому как не через забор под боком, а через поле еле видно крышу.

Постоянный состав Сквошино – около 10 взрослых и 5 детей, но летом, конечно, приезжает больше и тех, и других. Например, сейчас в окрестностях круглого дома проходит детский лагерь – 20 детей приехали на 2 недели, чтобы почувствовать себя маленькими дикарями.

Часть поселенцев живёт отдельными семьями, а часть – подобием коммуны, то есть несколько человек проживают под одной крышей и ведут коммунальный быт, растят общий пермакультурный огород и вместе с другими участниками строят общие и личные постройки. Совместное проживание – это огромная работа, открытость, готовность идти на диалог, ежедневное нахождение в одном пространстве – это сильно отличается от жизни семьёй в отдельном доме, и может как объединять, так и разобщать. Но делает сильнее – это точно!

Совместная работа, конечно, тоже сплачивает людей. Работать сообща быстрей и веселей, поэтому мы договариваемся несколько дней вместе поработать на стройке общих построек, потом столько же на стройке чьего-то личного домика и т.д. Каждое воскресенье мы собираемся вместе и обсуждаем планы на неделю, и другие насущные вопросы, вроде стройки, огорода, помощи соседям и взаимодействия друг с другом и с миром».

Один день в Сквошино. Ранняя весна

Я пробираюсь через весеннюю распутицу и распаханное фермершей поле на Новую Землю – сегодня там еженедельное воскресное собрание. В распоряжении поселенцев несколько хуторов - один в километре или паре от другого. От времени их появления образовались и «кодовые» названия хуторов – Старая земля – первый сквотируемый дом, Новая Земля – несколько участков, взятых в аренду, на одном из которых был построен общий круглый глино-соломенный дом – Средняя земля – потому что она была как раз посерёдке между двумя другими. Все хутора находятся в разных населенных пунктах, поэтому названия прижились и закрепились.

На подходах к Новой слышен визг работающей пилорамы, собранной одним из участников сообщества – «Кулибиным» Сквошино. На неё было потрачено много сил, не один диск и мотор сгорели и сломались, пока не был достигнут подходящий баланс между мощностью и скоростью, так что слышать этот гул очень радостно. Ребята заканчивают пилить и идут в круглый дом.

Обсуждаем насущные вопросы – рассаду для огорода, летний фестиваль, выделение сельхозземель для посадки большого плодового сада, заготовку дров на делянке, запланированный детский лагерь. Договариваемся о внеурочном собрании по «образотворчеству» – как раз собралась большая часть участников – зимой на местности дел обычно немного и многие уезжают в город подзаработать, и приезжают наездами.

Решаем собраться на весеннее равноденствие пожечь костёр – когда живёшь на природе, начинает ощущаться этот ритм, реагируешь на затмения и новолуния и хочется встречаться и тусить не в Новый год, а на зимнее солнцестояние, и купаться идти на Летнее, и зиму провожать в конце марта, а не холодной февральской Масленицей.

Праздники обусловлены астрономическими датами и посадкой и сбором урожая, а не государственными выходными. И для таких праздников не обязательно становиться язычником — можно придумать квест на местности с загадками, шарадами, заданиями и поисками по карте, чтобы в итоге собраться в оговорённом месте, зажечь заранее сложенный костёр, выпить пуэру и поиграть вместе на музыкальных инструментах.

***

Лис: «Мы слышим критику от товарищей, которые занимаются активистской деятельностью в городах, ведут там борьбу за ценности, за идеи, они видят уход в деревню как некое бегство, эскапизм. Для нас же это наоборот некий уход от каких-то шаблонов и заданных ролей или позиций, которые существуют сейчас в мире, в обществе, для того чтобы найти корень проблемы и выработать для неё решение, чтобы уже найдя некое противоядие, вернуться обратно и сказать, что вот, мы до чего-то докопались!

Потому что просто бороться с чем-то или разрушать имеющийся общественный строй без понимания того, что нужно создавать или как нужно создавать невозможно без какого-то прочного фундамента, то есть очень важно понять корень проблемы и найти решение, альтернативу. То есть мы не просто решили создать идеальный мирок подальше ото всех и жить припеваючи, для нас это эксперимент или лаборатория, в которой мы варимся. И поэтому правильно искать тут ответ на вопрос не «почему», а «зачем» – потому что некоторые действительно приезжают сюда «потому» – потому что здесь друзья и здесь прикольно, но с течением времени они начинают включаться в какие-то процессы, и сталкиваются с какими-то трудностями, и понимают, что «ох, не готовы мы что-то такое претерпевать, во что-то подобное ввязываться», и кто-то уезжает или ещё как-то отходит. А кто именно приезжает «зачем», кому интересно развиваться, кому интересно вместе что-то находить, делать, решать – они собственно «зачем» — они остаются и продолжают в этом направлении двигаться, потому что это движущий фактор, мотивация.

Законов в Сквошино не существует — есть несколько принципов, которых мы стараемся придерживаться, и договорённостей, которые при необходимости любой участник может оспорить и предложить изменить, созвав собрание для выработки какой-то иной договорённости. Принципы такие — горизонтальное взаимодействие, равноправие, принятие решений консенсусом. Из решений есть, например, договорённость находиться в трезвом состоянии сознания на коммунальном пространстве, потому что случались инциденты и приезжали к нам люди, у которых оказывались проблемы с алкоголем, но это не сухой закон, и мы можем в праздник, к примеру, договориться вместе выпить самодельного сидра или пива при согласии всех участников.

В ближайшем окружении мы стараемся минимизировать пользование деньгами — например, с соседями стараемся наладить бартерный обмен, меняемся продуктами труда и работой, но конечно не всем получается поменяться, и в город кто-то уезжает подзаработать порой, но вектор автономии имеется. Например, для строительства круглого дома старались применить наиболее бюджетный и доступный материал — тростник с озера, глина из почвы, кругляк из лесного сухостоя».

Лис: «Я создаю здесь место, в котором хотел бы жить, место, о котором я мечтаю, сообщество, которое стремилось бы развиваться, в котором поддерживались бы ценности взаимопомощи, уважения друг друга, и я реализую это в деятельности с другими людьми: в создании общего дома, через мероприятия и праздники, которые мы проводим, детские лагеря и фестивали, через творческий труд в ремесленных мастерских – соответственно, делая что-то с людьми, занимаясь совместным трудом, творчеством, вместе отдыхая, мы можем проявлять навыки дружбы, взаимопомощи, учиться договариваться, учиться взаимодействовать по-новому, то есть стремиться преодолевать какие-то внутренние стереотипы или шаблоны мышления относительно друг друга».

Кудряшка: «Я увлеклась Сквошино, когда увидела людей, горящих идеей! Для меня не важно, сажать кедры или строить дом, а важны сами принципы, которыми здесь живут. Сквошино для меня это безопасное пространство для возможности расти эмоционально и духовно. Так как одним из принципов является стремление к диалогу, я могу проговаривать, обсуждать, рассматривать себя с разных углов. Перебарывать свои страхи и меняться:)»

Материал был подготовлен для журнала "Автоном". Редколлегия журнала будет благодарна поддержке с вашей стороны:

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Владимир Платоненко

То, что драка за власть началась ещё при жизни Путина, на самом деле плохо. Пока российский народ ждёт смерти престарелого диктатора, у того может появиться сильный преемник, и тогда Россию ожидает ещё два десятка таких же лет, которые народ просто не переживёт. Он и так уже на последнем издыхании...

1 месяц назад
2
Антти Раутиайнен

В эмиграции нет главной задачи, так как главная задача – не оказаться в эмиграции. Многие питают иллюзии, что в эмиграции можно заниматься тем же сопротивлением, что и в России, но это верно только для каких-то довольно узких и специфических случаев, и только когда деятельность происходит...

1 месяц назад
7

Свободные новости